У берегов острова Касос исследован корабль, затонувший во II-III вв.
Судно следовало из Испании через Северную Африку с грузом амфор.
Греческие археологи исследовали остатки античного корабля, затонувшего на юго-востоке Эгейского моря у берегов острова Касос во II–III вв. н. э.
На месте кораблекрушения обнаружено большое количество амфор двух типов, происходящих из разных провинций Римской империи. Учёные уверены, что находка поможет полнее изучить торгово-хозяйственные отношения между различными районами Средиземноморья в римское время.
Касос, входящий в группу островов Додеканес, расположен примерно в 50 км восточнее Крита. Остров находится на перекрестке древних морских путей, соединявших Эгеиду с Ближним Востоком и Северной Африкой и, несмотря на небольшой размер (площадь Касоса всего 49 кв. км), в античную эпоху был одним из региональных центров морской торговли. Значение Касоса возросло в римскую эпоху, особенно в её имперский период, поскольку морское сообщение было основным способом связи между отдаленными провинциями обширного государства.
Ведущую роль в средиземноморской торговле играли перевозки зерна, оливкового масла и вина. Тарой для хранения и транспортировки всех этих продуктов служили амфоры. В амфорах перевозились и другие товары: солёная рыба, соусы, краски. Изготовление керамических амфор носило массовый характер, и каждый центр производства этих сосудов не только соблюдал определенный стандарт формы и объема, но и помечал свои изделия собственным клеймом. Поэтому география находок римских амфор различных типов предоставляет учёным важнейший источник по датировке торговых контактов и реконструкции сети экономических связей.
О месте изготовления амфоры можно судить не только по клейму, но и по характеру глины, и по таким особенностям, как форма и размеры ручек, высота и диаметр тулова и горла, наличие и форма ножки и венчика, наличие и цвет глиняной обмазки (ангоба). По размерам и форме амфоры можно установить, для какого товара предназначался сосуд. Например, для масла использовались широкие, «пузатые» амфоры, для вина — более узкие и высокие. У сосудов, предназначенных для вина, нередко в процессе производства внутренняя поверхность покрывалась смолой. Способы запечатывания амфор также были разными: пробку, забитую в узкое горло, заливали смолой или обмазывали глиной, иногда — известью. Помимо клейма производителя, на амфоры часто наносили в виде краткого граффити год, вид продукта, пункт назначения.
Амфоры, предназначенные для морской транспортировки, чаще всего были остродонными. Это позволяло плотно устанавливать их рядами и слоями в корабельном трюме в слое песка, служившего балластом. Торговое судно могло перевозить таким образом несколько тысяч амфор, поэтому места крушения таких судов нередко содержат множество фрагментированных и целых сосудов, несущих информацию о торговых путях античности.
Около острова Касос, где подводные раскопки, организованные Инспекцией подводных древностей греческого Министерства культуры и спорта совместно с Институтом исторических исследований, ведутся с 2019 г., археологи уже находили остатки потерпевших крушение древних кораблей. Один из них затонул в V в. до н. э. с грузом амфор из греческого города Менди. Другой, пошедший ко дну в I в. до н. э., перевозил родосские амфоры эллинистического периода.
В 2020 г. в ходе раскопок под руководством Ксанти Аргири и Георгиоса Куцуфлакиса подводные археологи вновь обнаружили на дне корабль с грузом амфор. Подводные исследования велись в течение трёх недель с 23 сентября по 14 октября. В течение этого времени 23 участника экспедиции совершили более 100 погружений, проведя под водой свыше 200 часов, и обследовали 80% участка кораблекрушения.
Груз затонувшего судна состоял из сосудов двух типов. Часть амфор происходит из испанских мастерских, существовавших в районе Гвадалквивира (провинция Бетика) в I–III вв. н. э. Эти сосуды содержали оливковое масло. Амфоры второго типа были изготовлены в провинции Африка, на территории современного Туниса, во II–III вв. н. э. Что перевозилось в этих амфорах, пока не установлено.
Затонувшее судно, по-видимому, следовало из Испании через африканский порт на расположенный неподалеку крупный остров Родос или к побережью Малой Азии, возможно, с заходом на Касос. Находка остатков его груза оказалась первым археологическим свидетельством существования маршрута между этими регионами во II–III вв. н. э. Очевидно, что одной из статей торговли было оливковое масло.
Сейчас археологи заканчивают расчистку находок в лабораториях Инспекции подводных древностей. После исследования они будут возвращены на Касос, где станут частью экспозиции местного Археологического музея. В 2021 г. экспедиция планирует завершить подводные работы, результатом которых должно стать подробное документирование морского дна у берегов Касоса.
Источник: N+1