У берегов Швеции обнаружены остатки двух кораблекрушений
Корабли затонули в XIV и XVI веках.
Представитель Шведских национальных морских музеев сообщил, что в конце декабря аквалангисты обнаружили недалеко от побережья Швеции два кораблекрушения, которые предположительно относятся к XIV и XVI векам. Обломки обоих кораблей относительно неплохо сохранились и представляют большой интерес для археологического исследования.
Балтийское море любимо подводными археологами из-за его слабой солености. Главный враг затонувших старинных кораблей — моллюск корабельный червь (Teredo sp.). Он разрушает древесину, проделывая в ней длинные ходы. Но корабельный червь не может жить при солености ниже десяти промилле. Соленость Балтийского моря лишь в западной его части превышает этот порог. В центральных областях моря она составляет лишь 6–8 ‰ у поверхности, немного повышаясь на глубине. В Ботническом и Финском заливах соленость еще ниже. Так что в Балтийском море остатки кораблекрушений сохраняются долгие века.
Один из обнаруженных кораблей имеет длину 23-25 метров и ширину 7 метров.
«Мой пульс участился, когда я понял, что мы видим, — рассказывает археолог Джим Хэнссон. — Мне никогда не попадались столь хорошо сохранившиеся затонувшие корабли». Исследователи считают, что на дне лежит когг — популярный на Балтики в средние века одномачтовый торговый корабль. Когги составляли основу флота Ганзы. Данный когг, видимо, относится к XIV — началу XV века.
Второе судно, затонувшее в XVI веке, везло так называемое «осмундское железо», которое выплавлялось в шведской местности Лаппхюттан в нынешнем лене Вестманланд, и на протяжении столетий поставлялось в Германии, Англию и на Русь. В память об этом металлургические печи до сих пор изображаются на гербе Вестманланда. Корабль также вез и готовые изделия: кухонную утварь и инструменты.
Многие найденные на дне предметы войдут в экспозицию музея «Сокровища Балтийского моря», который планируют открыть в Стокгольме к 2020 году. Он будет располагаться рядом с музеем корабля «Ваза».
Фото: Mikael Fredholm
Источник: The Local