Ученые обнаружили генетический компонент западноевразийских скотоводов в Южной Азии
Распространение степного генетического вклада сопровождалось распространением индоевропейских языков.
Коллектив генетиков, археологов и лингвистов из нескольких стран под руководством Дэвида Райха поставил перед собой цель выяснить, в какой степени такие радикальные культурные изменения на территории Южной и Центральной Азии как освоение земледелия и скотоводства, а также распространение языков были связаны с миграциями населения.
Для решения этой задачи ученые секвенировали геномы 532 древних индивидов, а также улучшили качество ранее полученных геномных данных от 19 индивидов. 182 образца представляли Иран и южную часть Центральной Азии (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и Киргизстан); 209 происходили из степной и лесной зон Казахстана и России; 132 представляли север Пакистана. Эти географические группы были обозначены как Иран/Туран, лес/степь и Южная Азия. По времени изученные древние индивиды группы Иран/Туран относятся к мезолиту, энеолиту, бронзовому и железному векам, в их числе — останки из Бактрийско-Маргианского археологического комплекса бронзового века Гонур-Депе на юго-востоке Туркмении. В группу лес/степь входят охотники-собиратели из Западной Сибири периода 6400-3900 до н. э. и скотоводы энеолита и бронзового века из центральноазиатских степей, включая Казахстан (3400–800 до н. э.). В группу Южной Азии входят останки позднего бронзового и железного веков и исторического периода с территории Пакистана (1200 до н. э. — 1700 н. э.). При анализе использовались также ранее опубликованные полногеномные данные 686 древних и 1789 современных индивидов из 246 этногеографических групп в Южной Азии.
Карта происхождения изученных древних индивидов
Важным результатом работы стало обнаружение в древних популяциях Центральной и Южной Азии генетического вклада кочевников-скотоводов причерноморско-каспийских степей — того самого, который связывают с носителями ямной культуры и который в конце бронзового века радикально изменил генофонд Европы. Этот вклад нашли у некоторых индивидов популяции Бактрийско-Маргианского археологического комплекса, лежащих вне основной группы, хотя основная популяция BMAC не несет степного генетического компонента.
Используя данные древних геномов из долины Сват на территории Пакистана, ученые показали, что степной генетический компонент распространяется дальше к югу, по-видимому, в первой половине II тысячелетия до н. э. Он имеется и у современного населения Южной Азии, причем его наиболее высокую долю в геноме (до 30%) ученые нашли у представителей высшей касты в Индии, духовных наставников брахманов. Поскольку брахманы проводят богослужения на санскрите, древнем индоевропейском языке, авторы исследования считают это доказательством того, что распространение степного генетического вклада сопровождалось распространением индоевропейских языков (ранее эта связь доказывалась для Западной Евразии, хотя эта гипотеза далеко не всем специалистам представляется убедительной).
Предлагаемое распространение мигрирующих групп степных скотоводов ямной культуры параллельно – в Европу и в Южную Азию. Круговые диаграммы-пироги отражают долю степного генетического компонента в каждом регионе
Таким образом, оказывается, что популяции Южной Азии сформировались из смешения генофонда Индской (или Хараппской) цивилизации (существовавшей 5300-3300 лет назад на территории современных Пакистана, Индии и Афганистана) с двумя миграционными потоками. Смешение ее с северо-западными группами со степным генетическим компонентом сформировало популяцию «древних северных индийцев» (Ancestral North Indians), а смешение с юго-восточными группами сформировало популяцию «древних южных индийцев» (Ancestral South Indians). Эти две группы, в разных сочетаниях, стали основой генетического разнообразия современного населения Южной Азии.
На верхнем рисунке: группа брахманов, фото 1913 г.
Источник: генофонд.рф