Ученые реконструировали генетическую историю Рима
Наибольшим генетическим разнообразием отличались римляне периода Римской империи.
Древний Рим на протяжении веков был плавильным котлом разных культур и генетическим перекрестком между Средиземноморьем, Ближним Востоком и Западной Европой. Генетики из Стэнфордского университета в США впервые взялись за реконструкцию его биологической истории. Они изучили 127 древних геномов на глубину 12 тысячелетий и проследили, как менялся генетический профиль населения Центральной Италии до появления Рима и после — в зависимости от изменения его политического статуса.
Изученные геномы принадлежат 127 индивидам, останки которых были найдены на территории Рима и Центральной Италии (с 29 археологических памятников). Они охватывают временной период с мезолита по средние века. Полученные результаты также сравнили с геномными данными, относящимися к современному периоду (геномы 50 итальянцев).
ДНК секвенировали со средним покрытием 1,05х. Результаты анализировали в сравнении с опубликованными данными по древним и современным геномам, используя анализ главных компонент (РСА), анализ предковых компонентов ADMIXTURE, f-статистику, моделирование генетического смешения qpAdm и другие методы.
А. График анализа главных компонент (РСА). Цветными точками показаны образцы, изученные в работе, цвет соответствует хронологическому периоду, спроецированные на древние (в прямоугольниках) и современные геномы.
В. График анализа ADMIXTURE, число предковых популяций k=5: западные охотники-собиратели (голубой цвет), анатолийский неолит (серый), иранский неолит (темно-серый), степной компонент (оранжевый), североафриканский компонент (Марокко, коричневый).
Три мезолитических охотника-собирателя, живших 10-7 тысяч лет до н. э., на графике РСА расположились в группе западноевропейских охотников-собирателей. В неолите (7-6 тысяч лет до н. э.) геномы жителей Центральной Италии, как и других европейцев, становятся генетически близки к земледельцам из Анатолии. Анализ ADMIXTURE, помимо компонента анатолийских земледельцев, выявил у них также генетические компоненты иранских неолитических земледельцев и кавказских охотников-собирателей. Как и повсюду в Европе, вклад западноевропейских охотников-собирателей увеличивается в позднем неолите и энеолите из-за смешения с сохранившимися локальными популяциями охотников-собирателей. В бронзовом веке в Европу мигрируют группы степных кочевников из причерноморско-каспийских степей, и у всех европейцев в геноме появляется степной компонент. У жителей Центральной Италии этого периода (2900-900 гг. до н. э.) этот компонент также обнаружен.
Железный век в работе был представлен 11 индивидами (жившими в 900-200 гг. до н. э.), в это время и возникает Рим (условная дата основания — 753 до н. э.) как небольшой город на Тибре на территории, населенной этрусками и италийцами. Геномы этого времени, включающего период Римской республики (509-27 до н. э.), генетически довольно разнообразны, в них отразились миграции из причерноморско-каспийских степей, с Ближнего Востока и из Северной Африки.
Соотношение кластеров, определяемых по гаплотипическому сходству (анализ ChromoPainter) в разных хронологических периода
В период Римской империи (27 г. до н. э. — 300 г. н. э.) интенсивные контакты между разными частями империи включали миграции населения в столицу, население Рима превысило 1 млн, и его жители отличались высоким генетическим разнообразием. 48 геномов, относящихся к этой эпохе, авторы разделили на кластеры по сходству гаплотипов с другими популяциями (по результатам анализа ChromoPainter). Два индивида оказались гаплотипически близки к Западной Европе, 31 — к Восточному Средиземноморью, 13 — к Ближнему Востоку, а еще два — к Северной Африке. Налицо преобладание генетических вкладов Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. Эти данные о значительном числе людей восточного происхождения среди римлян, подтверждаются и историческими свидетельствами. По словам ученых, Рим этого времени по концентрации людей разного происхождения, живущих вместе, был похож на современные мегаполисы наподобие Нью-Йорка.
В период поздней античности (300-700 гг. н. э.) Римская империя распадается на Западную и Восточную. Роль Рима уменьшается, центром слияния многочисленных торговых путей становится Константинополь. Соответственно, миграции в Рим из Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока сокращаются, зато начинается нашествие европейских «варваров». Население Рима под влиянием войн и эпидемий сокращается до 100 тысяч человек. А генетически эти события выражаются в том, что в геномах римлян становится меньше восточносредиземноморского и ближневосточного компонентов и больше западноевропейского.
Эта же тенденция продолжается и в средние века (начиная с 700 г. н. э.), когда Рим становится центром Священной Римской империи, объединяющей государства Центральной и Западной Европы. Генетически происходит сдвиг к Центральной и Северной Европе и дальнейшее ослабление влияния Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока. В современном населении Рима сохраняются два основных источника происхождения: средиземноморский и европейский.
Фото: Robert Lowe
Источник: Генофонд.рф