Учёные датировали изображение меноры у входа в гробницу близ Иерусалима
11.12.2020

Учёные датировали изображение меноры у входа в гробницу близ Иерусалима

В период между эпохой Хасмонеев и восстанием Бар-Кохбы в этих местах жили священники.

Учёные датировали редкое наскальное изображение меноры, которое было обнаружено у входа в одну из гробниц на окраине арабской деревни Мухмас, к северо-востоку от Иерусалима, ещё в 1980-е гг.

drawing of the facade of the menorah's tomb at Mukhmas (from the archive of the Unit of Staff Officer for Archaeology in Judea and Samaria).jpg

Изображение меноры — подсвечника на семь свечей, который, согласно Библии, находился в Скинии собрания во время Исхода евреев из Египта, а затем и в иерусалимском храме. Это один из древнейших символов иудаизма.

Доктор Двир Равив из Университета Бар-Илана определил, что изображение меноры относится к периоду между правлением Хасмонеев (140-37 гг. до н. э.) и восстанием Бар-Кохбы против римлян при императоре Адриане (132-136 гг. н. э.).

Изображения меноры данного периода немногочисленны, они известны по монетам правителя Хасмонеев Маттафия Антигона, каменному столу в Магдале и арке императора Тита в Риме.

Ещё два изображения менор были обнаружены ранее в пещерах аль-Алилият близ деревни Мухмас. Данные находки навели учёных на мысль, что группа пещер в этом районе могла служить укрытием и убежищем в период Второго Храма и во времена восстаний евреев против Рима.

Использование меноры для украшения фасадов еврейских гробниц было довольно распространенным явлением в более поздний период. Однако для периода, предшествующего восстанию Бар-Кохбы, известна лишь одна другая гробница с изображением меноры — так называемая гробница Ясона в Иерусалиме.

Менора в гробнице Ясона небольшого размера и изображена схематически. Менора из усыпальницы в Мухмасе гораздо большего размера. Учёные предполагают, что в ней мог покоиться человек высокого ранга, возможно, священник.

В древности нынешняя деревня Мухмас носила навзание Михмас. Из письменных источников известно, что во времена Второго Храма там жили священники. Тогда это был густонаселенный район, жители которого поддерживали Хасмонеев в годы восстаний. Возможно, группа священников перебралась туда после разрушения Второго Храма в 70 г. н. э. и жила там в период между двумя крупнейшими восстаниями евреев против римлян.

Источник: The Jerusalem Post