Учёные определили ведьму и её сына по ДНК
12.10.2020

Учёные определили ведьму и её сына по ДНК

Парное захоронение IX в. в Дании повторяет эпизод одной из исландских саг.

Исследование ДНК останков из парного захоронения IX в. в Дании выявило параллель между этим погребением и эпизодом одной из исландских родовых саг.

Погребение у деревни Гердруп, к северо-востоку от датского города Роскилле, было обнаружена в 1981 г. В захоронении находились двое — мужчина и женщина. Женщина была уложена на спине, а на её грудь и ноги были положены тяжелые камни. На поясе у неё был железный нож, а рядом с телом находилась костяная игольница. Рядом с правой ногой женщины лежал железный наконечник копья длиной более 35 см.


Buried-woman.jpg


Лежавшему рядом мужчине на момент смерти было 35–40 лет. Его колени были разведены в стороны, а лодыжки пересекались, что позволило предположить, что его ноги были связаны в лодыжках. Шея мужчины была сломана, вероятно, в результате повешения. Рядом с ним лежал сильно изношенный железный нож.


bo.jpg


Наличие в женском погребении копья навело исследователей на мысль о высоком статусе женщины. Археологи выдвинули гипотезу, что оно могло символизировать бога Одина, который часто изображался с копьем Гугнир. Повешенного же мужчину учёные сочли рабом, принесенным в жертву, чтобы служить своей госпоже после смерти.


Man-and-woman-at-museum.jpg


Проведённое исследование ДНК обоих скелетов перевернуло старую интерпретацию. Оказалось, что погребённые на самом деле были матерью и сыном. Обстоятельства их смерти остаются неясными, однако исследователи отметили интригующую параллель в одной из исландских родовых саг.

«Сага о людях с Песчаного Берега» описывает взаимоотношения нескольких родов, живших на полуострове Снайфедльснес на западе Исландии примерно с 870 по 1031 гг. Среди героев этой саги были женщина по имени Катла и её сын Одд. Катле были ведомы «тайные знания» и она применила их, чтобы спрятать своего сына, когда его пришли обвинять в совершённых им преступлениях. Женщина сначала превратила сына в прялку, потом в козла, а затем в борова. Но в итоге её чары раскусили, Катлу с Оддом отвезли на Выпасную Скалу, где Одда повесили, а Катлу забили камнями. Перед смертью она прокляла своих убийц и призналась в ведьмовстве.

Мать и сын, похороненные в Дании, жили примерно на век раньше героев саги и судьба их совпадает не полностью. Сын действительно был повешен, но мать не была забита камнями, камни положили на неё уже после смерти. Тем не менее, это единственная хоть сколько-нибудь схожая ситуация, известная в той же культуре. Если допустить, что в Дании произошла похожая история, то возможно, что «копье» на самом деле было жезлом колдуньи, которую казнили вместе с сыном.

Источник: The History BlogПолит.ру