Учёные раскрыли тайну «чёрной жижи» из египетских саркофагов
21.05.2020
Учёные раскрыли тайну «чёрной жижи» из египетских саркофагов

Чёрная жидкость использовалась при мумификации и погребении и была связана с культом Осириса.

Британский музей опубликовал результаты исследований загадочной чёрной жидкости, которая заполняла найденный в 2018 г. саркофаг жреца храма Амона в Карнаке по имени Джедхонсу-эф-анх.

При жизни Джедхонсу-эф-анх выполнял важную и почётную функцию — он являлся «открывателем врат небес», т. е. он был одним из жрецов, которым было поручено отворять двери священного хранилища культовой статуи бога в святилище. После смерти тело Джедхонсу-эф-анха мумифицировали, завернули в тонкое полотно и поместили в картонаж из гипса и льна, расписанный яркими красками и покрытый сусальным золотом в области лица. Картонаж уложили в саркофаг и облили его несколькими литрами тёплого чёрного липкого вещества. После застывания оно должно было намертво зацементировать картонаж внутри саркофага. Затем гроб накрыли крышкой и поставили в гробницу.

На самом деле, сама по себе чёрная жидкость для ученых не является сенсацией. Её остатки, порой в засохшем виде, находили и ранее.

Группа учёных из Британского музея во главе с доктором Кейт Фулчер исследовала образцы чёрной жидкости из 12 саркофагов, датируемых XXII династией (900-750 гг. до н. э.), с помощью метода газовой хроматографии. В специальной трубке ее разделяли на молекулы, которые затем попадали в масс-спектрометр. Это позволило определить химический состав вещества.

Оказалось, что оно состоит из растительного масла, животного жира, древесной смолы, пчелиного воска и битума.

«Точных пропорций нет, они варьируются в разных гробах, но „чёрная жижа“ всегда изготавливалась из этих ингредиентов. Возможно, были и другие ингредиенты, которые мы не можем обнаружить потому, что они испарились или за 3000 лет деградировали до неопределяемых уровней», — рассказала Кейт Фулчер.

Некоторые из данных ингредиентов привозились в Египет издалека. Например, смола фисташкового дерева и деревьев хвойных пород. Ранее амфоры с остатками фисташковой смолы были обнаружены в Тель Амарне (Ахетатоне), столице Египта при фараоне Эхнатоне (Аменхотепе IV). Такая смола была также найдена в амфорах на корабле того же периода, затонувшем у побережья современной Турции. Анализ амфор показал, что они были изготовлены в районе Хайфы в современном Израиле, где, вероятно, была собрана и сама смола. Что касается хвойной смолы, то она, судя по всему, была импортирована с территории современного Ливана.

Битум египтяне привозили из районов Мёртвого моря. В древнегреческих текстах имеются описания того, как люди подплывают к кускам битума, плавающим на поверхности Мёртвого моря, чтобы отрубить от них куски и потом продать в Египет.

Черная жидкость использовалась на разных стадиях погребального обряда. Её применяли при бальзамировании, помещали внутрь саркофагов, а также обмазывали ею картонажи и гробы снаружи.

Учёные считают, что эта традиция была связана с богом Осирисом, культ которого был особенно популярен во времена XXII династии. В древнеегипетских текстах этого бога, символизировавшего смерть и возрождение, часто именовали «чёрным», а на росписях и рельефах он зачастую изображался в виде мумии чёрного цвета.

Кроме того, сакральное значение чёрного цвета было связано со священной для египтян рекой Нил. Ежегодно после паводка на его берегах оставался ил чёрного цвета, который формировал плодородную почву, считавшуюся волшебной и дающей жизнь. В гробницах археологам встречались выполненные в виде Осириса глиняные и деревянные формы, которые были заполнены таким илом с проросшими семенами. Это тоже указывает на связь чёрного цвета с культом Осириса.

Источник: British Museum