Утерянный в XIX в. библейский свиток мог быть старше всех известных рукописей Мёртвого моря
30.03.2021
Утерянный в XIX в. библейский свиток мог быть старше всех известных рукописей Мёртвого моря

Долгое время так называемый манускрипт Шапиры считался подделкой.

В 1878 г. торговец антиквариатом Моисей Вильгельм Шапира, русский еврей, переехавший в Иерусалим и открывший в Старом городе антикварную лавку, заполучил от членов бедуинского племени целую кучу артефактов, которые он считал очень многообещающими. Бедуины рассказали ему, что нашли эти предметы в некоей пещере. Среди полученных от бедуинов древностей было и нечто, похожее на обёрнутые льняной тканью пергаменты. Антиквар не мог определить, насколько древней была рукопись, но отметил, что её текст похож на Книгу Второзакония.

Находка была предложена для покупки Британскому музею. Музей проявил интерес к рукописям, но попросил предварительно оценить их подлинность учёных, заслуживающих доверия.

Дело в том, что Моисей Вильгельм Шапира имел репутацию человека, который мог предложить своим покупателям как подлинные и ценные артефакты, так и хорошо выполненные подделки. Французский востоковед и дипломат Шарль Симон Клермон-Ганно, имевший против Шапиры личные счёты, осмотрев артефакты, сразу же публично объявил, что они являются подделками. После его заявлений его примеру последовали и другие эксперты. Спустя несколько месяцев попавший в опалу у всех мировых музеев Моисей Вильгельм Шапира покончил жизнь самоубийством.

Рукописи были проданы с аукциона Sotheby’s и куплены книготорговцем Бернардом Куоричем, который, в свою очередь, на рубеже веков продал их учёному Филипу Бруксу Мэйсону. С этого момента местонахождение рукописей остаётся неизвестным.

Уже в наши дни израильский учёный Идан Дершовиц, получивший докторскую степень по библейским исследованиям в Еврейском университете в Иерусалиме, заинтересовался историей манускрипта Шапиры. Он начал работать над частичными транскрипциями рукописей, сделанными двумя учёными в XIX в. до их исчезновения, а также обнаружил транскрипции самого Шапиры.

«Я сразу почувствовал, что это не может быть подделка», — рассказал Идан Дершовиц.

Одна из причин, по которой эксперты считали, что тексты были изготовлены Шапирой, заключалась в том, что они считали саму идею о том, что бедуины нашли свитки в пещере, смехотворной. Если бы они знали, что всего 70 лет спустя в пещерах у Мертвого моря будет обнаружено около 25 тысяч фрагментов рукописей Мёртвого моря, которые до сих пор считаются одним из самых важных археологических открытий всех времён!

«Транскрипция Шапиры, которую я нашел в архиве в Берлине, также является важным доказательством того, что он не подделывал рукописи. Он внимательно их изучал, пытался во всём разобраться, писал вопросы на полях. Если бы он их сам создал, ему не нужно было бы делать что-то подобное», — отметил Идан Дершовиц.

Идан Дершовиц отметил ряд отличий рукописи Шапиры от канонического текста Книги Второзакония. Манускрипт Шапиры значительно короче, в нём отсутствуют свод законов, эпизод о разведке земли Израиля шпионами, а также стихи из финальной части книги. Имеются и более мелкие расхождения. Идан Дершовиц полагает, что Шапира столкнулся с более ранней версией библейского текста.

Интересно, что в 2002 г. израильский ученый Дэвид Франкель предположил, что история про шпионов была более поздним дополнением к Второзаконию, и предложил реконструкцию первоначального текста, очень похожую на вариант, зафиксированный в рукописи Шапиры.

«Если Второзаконие в том виде, в каком мы его знаем, по мнению большинства учёных, восходит к концу периода Первого Храма, эта версия должна быть ещё более древней», — заявил Идан Дершовиц.

Если Идан Дершовиц прав, утраченная рукопись Шапиры на несколько столетий старше всех известных свитков Мертвого моря, которые были написаны между III в. до н. э. и I в. н. э., в конце периода Второго Храма.

На фото: свитки Мёртвого моря в экспозиции Израильского музея в Иерусалиме (автор фото: Baz Ratner / Reuters)

Источник: The Jerusalem Post