В Гватемале обнаружены фрески майя, объединяющие индейские и  испанские мотивы
23.06.2020

В Гватемале обнаружены фрески майя, объединяющие индейские и испанские мотивы

На росписях изображены сцены из предания о «Танце труб».

При ремонте старинного частного жилого дома в древнем городе Чахуль на западе Гватемалы местный житель обнаружил под несколькими слоями штукатурки цветные фрески. Обследовавшие это и несколько других зданий польские археологи выявили уникальный набор настенных росписей, которые датированы колониальным периодом. По мнению ученых, фрески были выполнены в 1524-1821 гг. и связаны с народом ишиль, который до сих пор представляет собой одну из самых больших групп цивилизации майя.

Иконография фресок признана уникальной, поскольку объединяет элементы доколумбовой эпохи с привезенными европейцами мотивами. Кроме того, подобные изображения впервые обнаружены не в религиозном здании, а в жилом доме.

Учёные провели иконографический, химический и радиоуглеродный анализ росписей. Большая их часть датируется XVII-XVIII вв. Возможно, их появление было связано с возрождением коренных религиозных традиций на фоне ослабления испанского колониального влияния.

Фрески выполнены яркими цветами и достаточно хорошо сохранились. Изображённые на них сцены связаны между собой единым сюжетом. Основные герои — музыканты и танцоры. Интересно, что некоторые из людей на фресках целиком одеты в европейские костюмы, а наряды других представляет собой смешение индейских и испанских мотивов.

То же самое можно сказать и о музыкальных инструментах. Некоторые музыканты играют на традиционных инструментах народа ишиль. А в руках у других находятся инструменты, которые были привезены испанцами. Например, один из них играет на чиримии — это изготовленный из тростника духовой инструмент, напоминающий гобой, который был завезен из Европы.

Возможно, фрески отражают давнюю традицию, о которой рассказывает весьма важный текст под названием «Рабиналь Ачи». В переводе с языка майя это означает «Танец труб». В этом документе описываются события начала XV в. В нем упоминается принц Кавек, который называет себя «человеком владыки чужеземного Чахуля, чужеземного Кунена». Город Кунен находится к югу от Чахуля.

Описанные в предании танцы до сих пор исполняются коренным населением, причем считается, что они отражают конфликт между народами киче и ишиль. Возможно, танцы были элементом политических переговоров. Легенда веками устно передавалась от поколения к поколению, пока в XIX в. ее не записал французский священник Брассер де Бурбур.

Крупнейшие города народа ишиль — Чахуль, Небай и Котсаль — были захвачены испанцами в XVI в., но сохранились до сих пор. Местное население во многом сохранило свои традиции и культурную самобытность. По оценкам ученых, общая численность потомков майя сегодня составляет примерно 8 миллионов человек. Порядка 6,2 миллиона из них живут в Гватемале.

Источник: Antiquity