В Израиле найдена церковь VI века, посвященная неизвестному мученику
В церкви обнаружены прекрасные мозаики и подземная крипта, в которой некогда хранили мощи святого.
Во время охранных раскопок на окраине города Бейт-Шемеш, который находится в 30 км к западу от Иерусалима, археологи из Управления древностей Израиля обнаружили руины христианского храма с хорошо сохранившейся криптой.
По словам руководителя раскопок Беньямина Сторчана, это был огромный комплекс, превышающий размерами большинство церквей византийского периода, которые до сих пор находили в Израиле. Его площадь составляла около 1,5 тысяч квадратных метров. Перед входом в храм находился большой двор.
Крестильная купель у входа в церковь
Здание церкви представляло собой типичную для того времени постройку, состоявшую из центрального и двух боковых нефов. Стены церкви украшали фрески. На полу и на стенах были выложены мозаичные полотна. Часть напольных мозаик с изображением птиц, растений и геометрических узоров неплохо сохранилась.
Согласно сохранившимся надписям на греческом языке, комплекс был построен при императоре Юстиниане (527-565 гг.), около 542 г., и посвящен некоему «славному мученику», имя которого не было указано.
Позднее храм достраивали при императоре Тиберии Константине (574-582 гг.). Об этом свидетельствует надпись 583 г., размещенная в одной из боковых часовен.
Возможно, это была мемориальная часовня императора, так как в ней сохранилась мозаика с изображением императорского орла.
Под церковью располагалась крипта, в которой хранились мощи святого. Туда вели две параллельные лестницы, по одной из которых, по-видимому, спускались, а по другой поднимались паломники. Сами мощи не сохранились.
По-видимому, церковь была местом паломничества не только во время правления Византийской империи, но и какое-то время после арабского завоевания. Об этом свидетельствуют 300 керамических ламп раннего исламского периода, которые нашли при раскопках церкви.
Церковь окончательно забросили в IX веке. Предположительно, ее уже было невозможно содержать из-за уменьшения количества христианских паломников и растущего числа обращенных в мусульманство местных, которые, очевидно, не посещали христианскую церковь.
«Вход в нее был завален большими камнями. Это значит, что последние находившиеся здесь люди знали, что им придется уйти. Но у них было время, чтобы закрыть вход и они надеялись вернуться», — рассказал Беньямин Сторчан.
Фото: Asaf Peretz, Yoli Schwartz
Источник: Times of Israel