В Хакасии исследованы могильники тагарской культуры
Одно из погребений украшал петроглиф, изображающий вооружённого лыжника.
Специалисты из Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Олега Митько исследовали несколько погребальных памятников эпохи бронзы и раннего железного века в устье реки Камышта в Аскизском районе Республики Хакасия, в зоне будущего строительства железной дороги Междуреченск—Тайшет. Насыпи курганных могильников, входящих в зону строительства, уже практически полностью разрушены при строительстве железной дороги и идущей параллельно ей автотрассы.
На сегодняшний день полностью изучены погребальные комплексы могильников Сагайская протока-12 и 1, относящихся к начальному этапу тагарской культуры (VII-VI вв. до н. э.), когда на просторах пояса евразийских степей от низовьев Дуная до бассейна Среднего Енисея широко распространились многочисленные племена ранних скотоводов.
Большая часть могил коллективной усыпальницы Сагайская протока-12 оказалась разграблена, однако одно из трёх захоронений в могиле № 2 и одиночное погребение в могиле № 3 оказались непотревоженными.
В одном из сохранившихся погребений находились останки двух умерших взрослых женщин и ребёнка, их сопровождали типичные для раннего (подгорновского) этапа тагарской культуры керамические сосуды, бронзовые ножи, подвески из клыков кабарги, зеркало, бусы из сердолика и египетского фаянса и распространенными среди тагарского населения бронзовыми полусферическими бляшками, которые нашивали на одежду и головные уборы. Одна из полусферических бляшек была найдена на лбу погребённой женщины. Для антропологов, а возможно и для генетиков, может оказаться интересной патология на своде черепа этой женщины — крупный костяной нарост. Его можно было бы принять за последствие зажившей черепно-мозговой травмы, однако подобный нарост меньшего размера прослеживается и на детском черепе.
К числу редких находок из погребений могильника Сагайская протока-12 относятся два миниатюрных гребешка, вырезанных из рога. Их длина составляет менее 2 см — возможно, тагарские модницы пользовались ими для подведения ресниц и бровей.
Ещё два исследованных комплекса курганных могильников — Сагайская протока-2 и 5 — относятся к завершающему этапу тагарской культуры — тесинскому (II в. до н. э. — II в. н. э.). Особенностью их погребальных сооружений являются пристроенные друг к другу ограды из крупных, вертикально установленных плит.
Могильники Сагайская протока-2 и 5 также оказались разграбленными, однако в кургане № 2 могильника Сагайская протока-2 уцелела одна могила. Погребение было совершено в каменном ящике, длинные стенки которого сооружены из небольших плит песчаника, установленных в три ряда.
На одной из них была выбита композиция с изображением фигуры мужчины на лыжах, замахнувшегося тяжёлым топором на стоящего перед ним человека с поднятыми руками.
II в. до н. э. — II в. н. э. — время больших потрясений в евразийский степях, крупных военных походов и мелких локальных столкновений, связанных с появлением на политической арене союзов гуннских племен, разрушивших скифскую культурно-историческую общность. Именно в этот период на территории Минусинской котловины фиксируется постоянный приток различных по количеству и культуре племенных групп, отношения которых с местным населением не всегда носили мирный характер. Возможно, сцена на небольшой каменной плитке, словно фотография из далёкого прошлого, отразила один из драматических моментов истории Минусинской котловины.
Источник: Институт археологии и этнографии СО РАН