В Хакасии раскопан деревянный погребальный сруб таштыкской культуры
Захоронение отличает потрясающая сохранность предметов из органических материалов.
Во время раскопок на грунтовом могильнике Оглахты в Боградском районе Хакасии совместная экспедиция Томского государственного университета и Государственного Эрмитажа обнаружила захоронение таштыкской культуры с уникальной сохранностью предметов из органических материалов.
Таштыкская культура — археологическая культура Южной Сибири железного века (I–VII вв. н. э.). Будучи во многом преемницей тагарской культуры скифского времени, она принципиально отличалась от неё рядом новых традиций. Хозяйство, судя по всему, оставалось земледельческо-скотоводческим. На могильниках таштыкской культуры зафиксированы два типа погребальных традиций. Это грунтовые могилы, как правило, содержащие мумифицированные останки, и погребальные «куклы» в человеческий рост с вложенными в них остатками кремации. У мумий на лицах обычно имеются гипсовые маски с оригинальным орнаментом. В более поздний период (V–VII вв.) появляется традиция больших погребальных склепов, содержащих останки до 200 человек.
В деревянном погребальном срубе в могильнике Оглахты были захоронены женщина и останки ещё одного кремированного человека.
На женском костяке сохранились остатки кожи. Рядом с черепом были найдены многочисленные осколки гипсовой погребальной маски. К сожалению, с течением веков могила была серьезно потревожена грызунами, поэтому череп погребённой смещен, а маска фрагментирована. Однако реставраторы надеются собрать её из осколков.
Возможно, останки кремированного человека, найденные рядом с костяком, были вложены в «погребальную куклу», однако она до наших дней, к сожалению, не сохранилась.
Хранитель оглахтинской коллекции Государственного Эрмитажа Светлана Панкова рассказала, что в захоронении было найдено порядка десяти предметов из дерева: сосуды, бочонок с орнаментом и нечто похожее на корытце, а также предмет, условно названный «шкатулкой».
«Этот предмет точно имел какое-то функциональное назначение. Но какое — мы пока не понимаем. Интересно и то, что в ней содержалось. „На глаз“ это определить невозможно, необходим химический анализ грунта. Возможно, этнографические параллели подскажут его назначение. Но уже очевидно, что это уникальный предмет, ранее нигде в древности не встречавшийся», — сказала Светлана Панкова.
Реставратор из Государственного Эрмитажа Наталия Васильева отметила потрясающую сохранность предметов из погребения.
«Причём мы имеем целый комплекс предметов, сопровождающих погребенного. Часто бывает, что в одном погребении сохранилось одно, в другом другое, и мы не можем быть уверены, что во всех могилах одинаковый набор. А здесь мы имеем полный комплект», — сообщила Наталия Васильева.
Погребальный инвентарь в могиле прекрасно сохранился благодаря тому, что сруб был обернут берестой и погребён под слоем камней и грунта. Внутри установился оптимальный для сохранности режим, близкий к условиям холодильника, — около 10°С.
Дальнейшее изучение предметов и радиоуглеродный анализ образцов из склепа помогут установить более точную дату захоронения. Параллельно датировка памятника будет проводиться методами дендрохронологии.
Источник: Томский государственный университет