В английском университете обнаружен рельеф с изображением царицы Хатшепсут
26.03.2018

В английском университете обнаружен рельеф с изображением царицы Хатшепсут

Изучение рельефа обратилось настоящим детективным расследованием.

Египтолог из Университета Суонси (Великобритания) Кен Гриффин, изучив известняковый рельеф из музейного хранилища Египтологического центра университета, опознал на нем изображение знаменитой женщины-фараона Хатшепсут, правившей Египтом в XV в. до н. э.

Хатшепсут — одна из самых известных правительниц Египта. После смерти своего супруга, фараона XVIII династии Тутмоса II, она стала регентом при своем двенадцатилетнем пасынке Тутмосе III, но вскоре отстранила его от власти и провозгласила себя фараоном под именем Мааткара Хенеметамон.

Приняв титулатуру фараонов, Хатшепсут стала изображаться в головном уборе хат с уреем и с накладной бородкой. Первоначально статуи и другие изображения Хатшепсут представляли её с женской фигурой, но в мужских одеждах, а позднее её иконографический образ был окончательно трансформирован в мужской.


Dr-Ken-Griffin-examines-the-relief.-Photo-courtesy-The-Egypt-Centre-Swansea-University..jpg


Исследованный Кеном Гриффином рельеф состоит из двух склеенных фрагментов неправильной формы. На одной из сторон рельефа мы видим развернутую в профиль голову — к сожалению, нос и нижняя часть лица отколоты. Лоб увенчан священным уреем, что говорит о том, что это изображение фараона. За фигурой правителя высечено опахало. Над головой располагаются частично сохранившиеся иероглифы.


Front-of-the-relief.-Photo-courtesy-The-Egypt-Centre-Swansea-University..jpg


Кен Гриффин сразу обратил внимание, что манера изображения прически, урея и декор на опахале очень близки иконографии рельефов в храме Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Кроме того, в иероглифической надписи над головой использовано местоимение женского рода, что свидетельствует о том, что изображенная фигура принадлежит женщине.

На оборотной стороне верхнего фрагмента изображена нижняя часть лица мужчины с короткой бородкой, тогда как оборотная сторона нижнего фрагмента представляет собой грубый скол со следами инструментов, которыми он был сделан.


Back-of-the-relief.-Photo-courtesy-The-Egypt-Centre-Swansea-University..jpg

Первоначально этому не было никакого объяснения, но теперь ясно, что изначально целый рельеф был разделен уже в современную эпоху с тем, чтобы дополнить за счет верхнего фрагмента недостающую часть лица на нижнем фрагменте. Вероятно, это было сделано торговцем антиквариатом, аукционистом или предыдущим владельцем предмета, чтобы увеличить его ценность и привлекательность при продаже. Однако позже было принято решение склеить фрагменты, восстановив их оригинальное расположение относительно друг друга. Кто и когда провел над рельефом эти манипуляции, остается загадкой.


Realigned picture in colour smaller.jpg


Египтологический центр Университета Суонси был создан в 1998 г. В его коллекцию вошла значительная часть частного собрания сэра Генри Уэллкома, переданная в 1971 г. Университетскому колледжу Суонси, как тогда назывался нынешний университет. Сначала на территории колледжа были выставлены только наиболее примечательные из экспонатов коллекции, но постепенно она пополнялась за счет пожертвований от частных лиц и других музеев. В середине 1990-х гг. Сибил Крауч, менеджер центра искусств Талиесин, предложил создать специальное музейное пространство для размещения коллекции должным образом, и после долгой работы и сбора средств возник Египетский Центр.

Известно, что рельеф с изображением Хатшепсут входил в собрание сэра Генри Уэллкома, однако информации о том, когда и у кого он его приобрел или откуда происходит этот объект, нет. Следы на обороте нижней части рельефа и малая толщина камня (менее 5 см) указывают на то, что он был изъят из стены храма или гробницы. Очень вероятно, что он был частью храма Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри, и, возможно, исследователям даже удастся найти место, откуда он был удален.

Источник: Swansea University