В китайской гробнице найден эликсир бессмертия
04.03.2019

В китайской гробнице найден эликсир бессмертия

Чудодейственное средство обещало вечную жизнь, однако чаще приносило смерть.

В ноябре прошлого года стало известно, что при раскопках гробницы в городе Лоян археологи обнаружили бронзовый сосуд возрастом около 2000 лет, содержавший примерно три с половиной литра слегка желтоватой жидкости. Она выглядела и пахла как рисовое вино. К тому же, археологи и ранее, пусть и не в таких больших объемах, находили рисовое или просяное вино в гробницах династии Западная Хань (202 г. до н. э. — 8 г. н. э.).

Об использовании рисового вина в погребальных ритуалах хорошо известно и из письменных источников. Поэтому предположение, что в данном сосуде находится рисовое вино, казалось естественным.

Но химический анализ показал, что это не так. По словам руководителя раскопок Пань Фушена, основными компонентами раствора оказались нитрат калия (калиевая селитра, KNO3) и квасцовый камень, известный также под названием алунит — минерал, содержащий калий и алюминий (KAl3(SO4)2(OH)6). Ученым древнего Китая алунит был известен под названием бай юй — «белые квасцы».

В результате ученые вынуждены были пересмотреть гипотезу о назначении сосуда из гробницы. Они полагают, что раствор связан с традицией приготовления «эликсира бессмертия» — одной из популярных в древности даосских практик. Пути достижения бессмертия в даосизме подразделялись на «вай дань» и «нэй дань», что принято переводить как «внешняя алхимия» и «внутренняя алхимия». Во внутренней алхимии бессмертие достигалось при помощи разнообразных психофизических практик, медитации, гимнастических, дыхательных и даже сексуальных упражнений. Внешняя алхимия состояла в создании эликсира или пилюли бессмертия путем превращений различных веществ. Потом полученный препарат следовало выпить и обрести вечную жизнь.


2019-03-04_14-42-49.png

Даосский мудрец готовит эликсир бессмертия


Одной из причин забвения внешней алхимии стали частые отравления эликсиром бессмертия. Его необходимыми компонентами были соединения ртути, свинец и мышьяк, что грозило отравлением и даже смертью. Поскольку обычно эликсир принимали малыми дозами на протяжении длительного времени, чаще наблюдались лишь недомогания. Но известны и случаи смертельных отравлений. Жертвами его становились не только мудрецы-даосы, но и целый ряд китайских императоров, желавших получить бессмертие. Среди них, например, императоры Сянь-цзун (в 820 г.), Му-цзун (в 824 г.), У-цзун (в 846 г.) и Сюань-цзун (в 859 г.) из династии Тан.

Находка в гробнице особенно ценна тем, что относится к достаточно ранней эпохе истории китайской алхимии, от которой сохранилось мало информации. Первые упоминания о таких практиках относятся к эпохе Сражающихся царств. Известно, что поисками эликсира бессмертия занимались при дворе Цинь Шихуанди. Но первый теоретический трактат «Чжоу и цань тун ци» («Единение триады согласно „Чжоуским переменам“») Вэй Бояна, охватывающий как внешнюю, так и внутреннюю алхимию, появился лишь во II веке н. э. Примечательно также, что, несмотря на распространенность внешней алхимии в древности, эликсир бессмертия ранее никогда не встречался археологам при раскопках гробниц.

Источник: The History Blog