В Провансе раскопано галльское святилище
Культовый центр находился в пределах крупного поселения на пересечении двух важных дорог.
Французские археологи из Национального института превентивных археологических исследований при проведении раскопок на территории коммуны Аллон в Провансе обнаружили крупную галльскую агломерацию II-I вв. до н. э., общая площадь которой составляла от 10 до 20 га.
В древности эта агломерация занимала стратегическое положение, располагаясь на пересечении двух важных путей: с востока на запад между Анжером (центром галльского племени андекавов) и Туром (центром племени туронов) и с юга на север между Ле-Маном и Пуатье (центрами племен ценоманов и пиктонов, соответственно).
Раскопки памятника длились 11 месяцев. За этот период археологи исследовали многочисленные руины древнего галльского поселения: хозяйственные ямы, отверстия для столбов, колодцы.
Также на памятнике было найдено крупное каменное святилище. Именно его наличие делает найденное поселение особенным. Точный возраст святилища установить пока не удалось. Ученые считают, что оно появилось одновременно с городом или даже раньше него. То есть культовый комплекс был построен не позднее II в. до н. э. На раннем этапе существования он был возведен из дерева и земли.
От этого религиозного сооружения остался только фундамент. Установлено, что оно было трапециевидной формы со сторонами длиной 22 и 24 метра. Судя по всему, оно несколько раз перестраивалось. Святилище имело вход с восточной стороны и, вероятно, состояло из двух зданий. Оно было оборудовано дренажной системой, предназначенной для отвода сточных вод.
На территории комплекса находился источник воды, который, вероятно, считался магическим. На это указывают многочисленные колодцы, вырытые в древности вокруг святилища. Они предназначались для того, чтобы поддерживать определенный уровень «магической» воды.
Внутри комплекса было обнаружено несколько ям со спрятанными в них кладами монет и изделий из медного сплава. В частности, в ямах были найдены сохранившиеся целиком или фрагментарно мечи, копья, ножны для мечей и железные бруски. Некоторые из этих предметов имеют следы намеренной порчи, что согласуется с религиозными практиками кельтов.
По предположению ученых, примерно в первой половине I в. н. э. языческое святилище было перестроено в соответствии с римскими архитектурными критериями. Вероятно, именно тогда сооружение из деревянного превратилось в каменное. Примерно в то же время поселение переместилось на место современного поселка, расположенного в 800 метрах от исследованного памятника.
Отправление культа в святилище продолжалось до IV в. н. э., когда в Галлии повсеместно начало распространяться христианство.
Источник: Institut national de recherches archéologiques préventives