В социальном коллапсе на острове Пасхи оказались виноваты европейцы
13.02.2020

В социальном коллапсе на острове Пасхи оказались виноваты европейцы

Крах цивилизации Рапа-Нуи произошел на 150 лет позже, чем считалось до сих пор.

Международная группа ученых во главе со специалистами из Университета штата Орегон (США) пересмотрела сроки так называемого социального коллапса, произошедшего на острове Пасхи.

Остров Пасхи, принадлежащий Чили и известный также под названием Рапа-Нуи, находится в 3000 км от Южной Америки и в 2000 км от ближайшего обитаемого острова. Он знаменит своими огромными каменными статуями — истуканами в шляпах, которые веками устанавливали на побережье местные жители.

Считается, что Рапа-Нуи был заселен в XIII веке мореплавателями родом из Полинезии. Вскоре после этого они начали устанавливать каменных истуканов, которые, вероятно, играли важную роль при выполнении ритуалов. Общепринятая теория гласит, что установка памятников была прекращена около 1600 г., то есть задолго до появления европейцев. Согласно одной из версий, на острове закончились деревья, стволы которых местные жители использовали для транспортировки истуканов. Однако новое исследование опровергает эту теорию.

«До сих пор общее мнение было таково, что прибывшие на остров европейцы застали уже разрушенное социальное общество. Но мы пришли к выводу, что когда европейцы прибыли на остров, строительство каменных памятников все еще было важной частью жизни островитян», — заявил антрополог из Орегонского университета Роберт Дж. ДиНаполи.

Ученые сравнили датировки памятников, установленные предыдущими исследователями, и сопоставили их с письменными записями голландских, испанских и английских моряков, которые начали прибывать на остров с 1722 г. Интеграция этих данных позволила установить, что жители Рапа-Нуи продолжали строить, поддерживать в хорошем состоянии и использовать истуканов еще в течение как минимум 150 лет после 1600 г. То есть социальный коллапс в жизни коренных островитян произошел не до, а после появления европейцев.

«Пребывание европейских моряков на острове было кратким, поэтому и описания были короткими и немногословными. Но эти источники дали нам полезную информацию, которая помогла разобраться в сроках строительства и использования этих структур», — рассказал Роберт ДиНаполи.

В 1774 г. на остров Пасхи прибыл британский исследователь Джеймс Кук. Описывая жизнь островитян, он отметил, что местное общество переживает социальный кризис, а некоторые памятники к тому времени были опрокинуты. Его описание и легло в основу теории о доевропейском крахе монументального строительства на Рапа-Нуи. Однако, по мнению Роберта ДиНаполи и его коллег, полученные результаты полностью ее опровергают.

«Как только европейцы прибыли на остров, там начало происходить много документированных трагических событий — из-за болезней, убийств и различных конфликтов. Эти события были совершенно чужды островитянам и имели, несомненно, разрушительные последствия. Тем не менее, народ Рапа-Нуи, следуя практике, которая обеспечивала ему стабильность и успех на протяжении сотен лет, продолжал следовать своим культурным традициям, преодолевая возникшие огромные трудности», — прокомментировал антрополог из Бингемтонского университета в Нью-Йорке Карл Липо.

Фото: Robert DiNapoli

Источник: Phys.org