В Троице-Сергиевой лавре нашли надворные печи XVI в.
Традиция кормить всех паломников, приходящих в монастырь, была введена Сергием Радонежским.
Во время спасательных раскопок, предваряющих реконструкцию инженерных сетей на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, сотрудники Подмосковной археологической экспедиции Института археологии РАН обнаружили остатки надворных кирпичных печей XVI века.
Надворные печи, представляющие собой крупные сооружения из красного кирпича, были открыты на участке недалеко от Смоленской церкви и колокольни. Здесь, судя по письменным источникам из архива Троице-Сергиевой Лавры, на рубеже XV–XVI вв. находилась монастырская кухня. Расположение на дворе рядом с поварней и внушительные размеры печей позволяют предположить, что они были построены для приготовления пищи не только для братии монастыря, но и для многочисленных паломников, которые по традиции получали в Лавре еду.
В житии Сергия Радонежского упоминается, что перед смертью святой завещал братии утешать и кормить всех паломников, приходящих в монастырь. Эта традиция подтверждена многочисленными свидетельствами современников в XIX веке, но до сих пор не существовало никаких материальных свидетельств того, как был организован приём богомольцев в более ранний период.
«В документах XIX века зафиксированы рассказы, что в Лавре были некие котлы, в которых готовилась еда для всех паломников. Найденные печи создают зримый образ того, как жила обитель в это время, а предания о лаврских котлах получили материальное воплощение: судя по основаниям этих печей, они были рассчитаны на приготовление еды для большого количества людей», — рассказала руководитель Подмосковной экспедиции Института археологии РАН Ася Энговатова.
К. Маковский. «Трапеза богомольцев в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре»
Рядом на этом участке было найдено множество фрагментов керамических сосудов с процарапанными или вырезанными символами (кресты, звёзды), отдельными буквами и надписями. На одном из фрагментов керамического сосуда отчетливо читается имя «Зосим». Рисунки и надписи, вероятно, использовались в повседневной жизни насельников и обозначали принадлежность посуды или её содержимое.
Также в слоях XVI века археологи расчистили нижнюю часть небольшой печки, которая, возможно, обогревала хозяйственное помещение: об этом свидетельствуют найденные рядом топор, большой нож и несколько керамических сосудов. Сейчас печь перенесена в Сергиево-Посадский музей-заповедник, восстановлена и стала частью экспозиции.
«Подобные крупные археологические находки, несомненно, представляют большой научный интерес и нуждаются в музеефикации. Там, где они сейчас находятся, будут проложены коммуникации, но печи можно переместить либо на соседний участок, либо в музей, где, например, с использованием технологии дополненной реальности можно наглядно показывать, как они функционировали в XVI веке», — отметила Ася Энговатова.
Датой основания Троице-Сергиевой лавры считается 1337 год, когда Сергий Радонежский поселился на холме Маковец, который находился в 70 км к северо-востоку от Москвы. Через несколько лет вокруг его жилища стали селиться другие монахи. Во второй половине XIV века константинопольский патриарх благословил Сергия на создание монастыря. В первые годы существования он состоял из деревянных построек и был окружен деревянной оградой. В начале XV века монастырь разграбили и сожгли татары, но его быстро стали отстраивать. В 1422 г. в лавре возвели первое каменное здание, Троицкий собор, а потом стали сооружать и другие каменные постройки: трапезную, колокольню, поварню, церковь. В 1530 г. здесь крестили будущего Ивана Грозного. Став царем, он приказал перестроить монастырь и окружить его каменными стенами. К концу XVI века лавра стала крупнейшим монастырем в России.
Источник: Институт археологии РАН