В Новгороде найдены грамота с завещанием и печать посадника
Специалисты из Института археологии РАН обнаружили во время раскопок на Софийской набережной Великого Новгорода остатки деревянной башни и крепостной стены Окольного города — внешнего оборонительного укрепления средневекового Новгорода.
Остатки крепостной стены
«О том, что здесь проходила стена Большого Окольного города, известно по описям Новгорода 1626 и 1675 гг., но части конструкций оборонительных сооружений XVI–XVII вв. обнаружены в этом месте впервые. Судя по письменным источникам, открыты остатки Досланьской проездной башни и участок стены близ Борковской башни», — рассказал заместитель директора Института археологии РАН Пётр Гайдуков.
Строительство вала Окольного города со стенами и башнями началось в конце XIV в., в период наивысшего расцвета Новгородского государства. Вал опоясывал разраставшийся Новгород по обе стороны Волхова и был в то время вторым рядом военно-оборонительных сооружений города после Новгородского кремля (Детинца).
Первоначально башни были сооружены только по периметру вала. Но в 1580 г. стена с башнями была перестроена так, чтобы можно было вести пушечный бой. Чтобы обеспечить защиту города с реки, были поствозведены деревянные стены с башнями по линии берега на Софийской и Торговой сторонах. Крепостная стена на берегах Волхова была построена на небольшой подсыпке и также выполняла роль дамбы, защищая жилые и хозяйственные постройки от весенних паводков. Но в XVII в. стены постепенно обветшали, и в 1701 г. по приказу Петра I они были разобраны.
Археологи начали изучать укрепления Окольного города с конца 1940-х гг. Но некоторые участки остались мало исследованными. В частности, в прибрежной части Неревского конца археологические исследования не проводились более 40 лет, и где находились стена и башни, было неизвестно.
Новгородская археологическая экспедиция ИА РАН провела исследования в районе Софийской набережной. В двух раскопах, расположенных на берегу Волхова (Дмитриевский-2 и Дмитриевский-5), были обнаружены нижние венцы деревянных строений. Изучение письменных источников показало, что они принадлежат береговой линии стены Окольного города и проездной Досланьской башне, стоявшей в конце одноименной улицы, первое упоминание о которой относится к 1342 г. и связано с пожаром.
Остатки Досланьской башни
Точное определение местоположения Досланьской башни позволит уточнить расположение соседней южной башни — Борковской, а также выходившей к ней Борковой улице, которая, по данным предыдущих археологических наблюдений и планам города XVIII в., спускалась к берегу Волхова.
При строительстве стены в конце XVI в. использовался грунт, собранный на соседних участках. Этот грунт строители засыпали в фундаменты стен и башен, сложенных из длинных и толстых сосновых брёвен. Так в слоях построек XVI в. оказались предметы более раннего времени, начиная с XII в.: ножи, пилы, топоры, кресала, молотки, берестяные туеса, остатки бочек, вёсел, судов, лодочные уключины, кожаная обувь, кресты (в том числе один крест-энколпион). Обнаружено несколько западноевропейских текстильных пломб, русских и ливонских монет.
«Наши раскопки дали новую информацию об исторической топографии Новгорода, его оборонительных сооружениях и пополнили коллекцию новгородских средневековых древностей уникальными находками», — отметил Пётр Гайдуков.
В раскопе Дмитриевский-3, заложенном в районе Новгородского Академического театра драмы, археологи обнаружили остатки городской усадьбы, уничтоженной пожаром.
Раскоп Дмитриевский-3
«Мы столкнулись с суровой реальностью жизни деревянного средневекового города. В слое мощностью один метр мы зафиксировали три больших пожара. В начале XV в. здесь полностью сгорел жилой дом с печью и хозяйственные постройки. Пожар был очень сильный, слой угля составил 40 см, в нём сохранились обгоревшие полы дома и два нижних венца сруба», — рассказала руководитель работ на раскопе Дмитриевский-3 Наталья Сарафанова.
Дата пожара, уничтожившего всю деревянную застройку в том районе города, установлена по Новгородской первой летописи — он произошёл в 1407 г.
После пожара усадьбу отстроили заново, на её территории были построены два дома: один, жилой, с печью в углу, и второй, вероятно, хозяйственный. В нём обнаружена первая в археологическом сезоне 2020 г. берестяная грамота (№ 1122/1123), написанная на двух листах бересты и представляющая собой черновик завещания.
Автор завещания перечисляет своих должников и поручает своим родственникам взыскать с них долги: деньги, соль, мясо и зерно. Для двух должников, братьев Иринарха и Ивана, даже указано место жительства — Черницына улица в Людином конце, расположенном к югу от Новгородского кремля.
Берестяные грамоты № 1122/1123 (справа) и № 1124 (слева)
Ещё четыре берестяные грамоты (№ 1124–1127) были найдены на этой усадьбе в слоях конца XIV — начала XV в. В основном это обрывки деловых писем.
В числе наиболее значительных находок с территории усадьбы — две вислые свинцовые печати. Одна из них — очень редкая, с изображением конного св. Феодора воина и надписью: «Фёдорова посадника Даниловича печать». Эта печать принадлежала новгородскому посаднику Фёдору Даниловичу, про которого известно, что он был главой города до 1435 г.
Печать посадника Фёдора Даниловича
Среди других интересных находок — новгородская серебряная монета 1430–1440-х гг., писало, шахматная фигурка, шумящая привеска, боевой топор, большое количество нательных крестов.
Находки с раскопа Дмитриевский-3
В одном из ярусов застройки во дворе было найдено скопление деревянных судовых деталей: владелец усадьбы использовал отслужившую свой век лодку для мощения двора.
Учёные планируют завершить археологические работы на Софийской набережной Великого Новгорода в середине июня.
Источник: Институт археологии РАН