В Сингапурском проливе впервые найдены остатки древних кораблекрушений
24.06.2021

В Сингапурском проливе впервые найдены остатки древних кораблекрушений

Подводные археологи исследовали суда, затонувшие в XIV и XVIII вв.

Подводные археологи впервые обнаружили следы древних кораблекрушений в Сингапурском проливе. Им удалось обследовать и поднять на поверхность предметы с двух торговых судов, найденных у побережья острова Педра-Бранка.

Сингапурский пролив был частью главного морского пути из Индийского океана в Тихий, через него торговые суда везли в разных направлениях ткани, золото, пряности, ротанг, лакавуд, гамбир, слоновую кость и опиум. Благодаря своему положению Сингапур, ранее называвшийся Тумасик, стал крупным центром торговли задолго до Британской колонизации в 1819 г. Торговые суда пополняли здесь запасы воды и продовольствия и пережидали непогоду. В узком горле Сингапурского пролива корабли часто подвергаясь нападениям пиратов. Пираты брали в плен команду и пассажиров, забирали самые ценные вещи, а суда пускали ко дну. Бури, штормы и летние суматранские шквалы также нередко служили причиной кораблекрушений. Интенсивное судоходство оставило на дне немало артефактов, но до сих пор они не попадали в руки исследователей.

Майкл Флекер от имени Сингапурского Института исследований Юго-Восточной Азии обнародовал материалы исследования двух кораблекрушений, которое подводные археологи проводили последние несколько лет.

Анализ артефактов позволил ученым идентифицировать два кораблекрушения, произошедших в территориальных водах Сингапура с разницей в четыре столетия — в XIV и XVIII вв.

Обломки, найденные в 100 м от побережья Педра-Бранка, самого отдаленного сингапурского острова, принадлежали кораблю XIV в. Открытие затонувшего корабля произошло благодаря случаю. Его останки были найдены ещё в 2014 г., когда возле острова Педра-Бранка сели на мель два крана-погрузчика. Из-за шторма они могли рухнуть и разрушить исторический маяк Хорсбург 1851 г. постройки. Чтобы спасти маяк, краны взорвали, а при уборке акватории от их обломков водолазы наткнулись на стопки керамической посуды с селадоновой бледно-зеленой глазурью. Аналогичная керамика обнаружена при раскопках в историческом центре Сингапура и на холме Форт Каннинг.


987bf0a03701eb0c6c25f2fcce81851f.jpg


Второй корабль — это, как считают исследователи, «Шах Мунча» — индийское судно, затонувшее в 1796 г., во время следования из Китая в Индию. Обследование судна принесло множество находок, в числе которых обломки корпуса, детали снаряжения и товары. Были обнаружены 4 якоря длиной 5 м и весом 2,5 т и 9 пушек. Такие пушки обычно использовали на кораблях Ост-Индской компании в XVIII–XIX вв. для защиты и сигнальных выстрелов. 


c952e5c04a5c86f32285581258fb7ce4.jpg


Среди товаров, перевозившихся на судне, — сине-белая китайская посуда, изделия из бронзы, стекла и агата, бусы, керамические фигурки и неожиданные предметы вроде бубна. Большая часть китайских товаров должна была быть перегружена в Индии для дальнейшего путешествия в Великобританию.


2f16c3002035b086c970a865325b06f5.jpg


Источник: N + 1