В средневековой церкви в Египте открыты уникальные фрески
14.05.2021

В средневековой церкви в Египте открыты уникальные фрески

Росписи были выполнены сирийскими монахами в IX в.

Команда археологов и реставраторов с факультета археологии Варшавского университета и исторического факультета Амстердамского университета подвели итоги многолетнего проекта по изучению и реставрации церкви Богоматери в Дейр аль-Суриан в долине Вади Натрон в Египте.


IMG_3761.jpg


В древности все внутренние стены церкви были покрыты росписями. Однако до недавнего времени большинство из них были практически не видны. Археологи начали работать в стенах церкви 20 лет назад. Именно тогда была обнаружена первая фреска, которая, по мнению учёных, была написана сирийскими монахами. И лишь в последние годы благодаря современным технологиям удалось обнаружить и другие росписи, которые на протяжении столетий были скрыты под более поздними изображениями и слоями штукатурки.

«Когда мы начали работу, внутреннее убранство церкви было почти полностью покрыто серой штукатуркой. Лишь в нескольких местах были видны росписи столетней давности. Однако за несколько лет работы нам удалось обнаружить множество фресок, в том числе выполненных монахами, которые прибыли сюда из Сирии», — рассказала одна из руководителей проекта доктор Доброхна Зелинска.


IMG_0458.jpg


Возраст фресок, обнаруженных под более поздними наслоениями, превышает тысячу лет.

Известно, что в IX в. в Египет прибыли христианские монахи из Мосула (в то время этот город был частью так называемой Великой Сирии, а сейчас он расположен на севере Ирака). Местное монашество встретило их дружелюбно и разрешило им использовать один из своих храмов — церковь Богоматери в Дейр аль-Суриан. Археологи уверены, что именно сирийские монахи были авторами найденных фресок, поскольку эти росписи выполнены в нетипичном для Египта стиле.

Сирийские фрески отличаются сложными богословскими образами. В их числе — изображение Бога-Отца в образе старика с седой бородой, а также уникальная сцена Успения Богородицы, разгневанной Семью Девственницами, известная только по апокрифам.

Отличается и техника исполнения росписей. Её выделяет насыщенная цветовая гамма, связанная с применением техники энкаустики, которая включает использование красок на основе пчелиного воска, иногда с добавлением олифы для повышения текучести краски.


IMG_0459.jpg


«Это было для нас сюрпризом, потому что эта техника была известна в Египте за сотни лет до того. Её использовали, например, для украшения гробов начиная с I в. н. э. Так называемые фаюмские портреты, выполненные в этой технике, изображали усопших в очень реалистичной манере. Но мы не думали, что эта техника была известна монахам в столь позднюю эпоху», — сообщил Кристобаль Калафорра-Жепка, руководитель группы по консервации.

Культура сирийских монахов в основном сохранились именно в Египте, потому что в Северном Ираке их памятники — церкви и монастыри — были разрушены во время недавних вооруженных конфликтов.

Археологи установили, что церковь неоднократно перестраивалась в разные эпохи. В ходе реставрационных работ исследователям встречались как остатки росписей XIII в., так и детали фресок, выполненных в VII в., ещё до прихода сирийских монахов. Большинство росписей исчезло в результате реконструкции в XVIII в.

Источник: Nauka w Polsce