В Танзании обнаружены наскальные изображения людей с буйволиными головами
По мнению учёных, эти петроглифы восходят ко временам до одомашнивания животных.
Археологи опубликовали наскальные рисунки, обнаруженные в 2018 г. на местонахождении Амак’хи 4 в Танзании.
Некогда рисунки украшали 52 грота, но большая часть изображений была уничтожена ветряной эрозией. Сохранившееся в Амак’хи 4 панно изображает диких животных и людей, в том числе три антропоморфные фигуры с очень большими головами.
Рисунки нанесены преимущественно красным пигментом, кроме пяти фигур белого цвета.
Датировать изображения чрезвычайно трудно, но, по мнению археолога Мачея Гжельчика из Ягеллонского университета в Кракове (Польша), им по меньшей мере несколько сотен лет. Отсутствие изображений домашних животных предполагает, что рисунки восходят ко временам сообществ охотников-собирателей в этом регионе.
На панно изображены животные, похожие на антилоп гну, буйвола и даже жирафа. Особо выделяется группа из трёх фигур с антропоморфными телами и стилизованных голов буйволов: на рисунке можно опознать характерную впадину на макушке буйволиной головы, поднимающиеся от неё два рога, изгибающиеся наружу, а также опущенные уши.
Для искусства нынешнего населения данного региона — племён сандаве, которые происходят от людей, живших здесь раньше, мотивы людей с буйволиными головами или людей, которые могут превращаться в буйволов (или наоборот) не характерны, но, как отмечает Мачей Гжельчик, рога буйвола действительно играют важную роль в некоторых ритуалах сандаве.
Параллели найденным в Амакхи 4 изображениям известны из местонахождений Коло В1 и В2 районе Кондоа в центральной Танзании. В Коло В2 на скале нарисованы три стоящие вместе антропоморфные фигуры с непропорционально большими головами. В Коло В1 три такие фигуры изображены лежащими на земле. У фигур из Коло головы имеют полосатый орнамент, который интерпретируют как головные уборы или причёски.
«Фигуры из Амак’хи 4 заметно крупнее, чем в Коло, и являются центральной точкой, вокруг которой, как кажется, происходит остальная часть повествования. А фигуры в Коло представляют собой изолированные изображения, без явной связи с остальными рисунками», — отметил Мачей Гжельчик.
Интересно, что в Кондоа некоторые из наскальных изображений всё ещё используются сандаве для проведения различных ритуалов.
Фото: M. Grzelczyk
Источник: Science Alert!