Во время засух предки индейцев пуэбло растапливали лёд в пещерах
Учёные исследовали следы древесного угля в лавовой трубке с залежами многолетнего льда в штате Нью-Мексико.
В настоящее время юго-западные штаты США периодически страдают от дефицита воды. Как показывают палеоклиматические реконструкции, засухи случались там и в далеком прошлом, что оказало глубокое влияние на жизнь коренного населения региона — индейцев пуэбло и их предков. Их численность, миграции и развитие сельского хозяйства напрямую зависели от доступности воды.
Команда исследователей во главе с Богданом Онаком из Университета Южной Флориды решила больше узнать о том, как пуэбло выживали во время засух. Для этого они отправились на территорию национального памятника Эль-Мапаис, расположенного на западе штата Нью-Мексико. Здесь находится 453 лавовые трубки (пещеры, сформированные в застывших лавовых потоках), в 94 из которых есть залежи сезонного или многолетнего льда. Учёные давно предполагали, что древние пуэбло могли использовать этот лед в качестве источника воды, однако твёрдых доказательств этой гипотезы не было.
Учёные тщательно обследовали одну из таких трубок — пещеру 29. В ней находится крупный блок льда, который в прошлом достигал объема в тысячу кубических метров. Этот блок нарастает в периоды влажной прохладной погоды, когда талая или дождевая вода сначала просачивается в пещеру, а затем замерзает (в засухи такого не происходит). Проанализировав ледяной керн, взятый в пещере, Онак и его коллеги обнаружили пять участков со следами горения древесного угля, относящихся к периоду с 167 по 933 гг. н. э.
Исследователи также изучили следы человеческой деятельности, обнаруженные в пещере 29 — фрагменты керамики, древесного угля и обугленной древесины. Среди них был крупный черепок, который относился к типу керамики, использовавшемуся оседлыми земледельцами-пуэбло начиная с 900 г. н. э. Если верить результатам радиоуглеродного анализа, этот сосуд принесли в пещеру около 1097 г. н. э. Две обгоревшие сосновые иголки с пола пещеры авторы предоставили более поздние радиоуглердные даты — около 1182 и 1424 гг. н. э.
Сравнив археологические данные с реконструкцией местного климата, сделанной по годичным кольцам деревьев, исследователи пришли к выводу, что пуэбло жгли древесный уголь в пещере 29 в периоды нехватки влаги. Впервые это произошло в 167 г. н. э., когда засуха свирепствовала на юго-западе нынешних США около 50 лет. Второй период сжигания угля в пещере соответствует 368 г. н. э., когда условия также были засушливыми. Вероятно, индейцы проникали в лавовую трубку и плавили лед, чтобы получить немного воды для питья или церемониальных целей. Судя по низкой концентрации древесного угля на ранних участках керна, первые попытки добывать воду в пещере 29 не были масштабными.
В период с 700 по 950 гг. н. э. в керне отмечены три участка с высокой концентрацией древесного угля. Все они соответствуют продолжительным засушливым периодам. Около 829 г. дефицит влаги стал настолько сильным, что вынудил пуэбло плавить намного больше льда, чем прежде. Как показывают остатки древесины и угля на полу пещеры, использование этого ресурса продолжалось и после 950 г. (хотя это уже не отражено в керне). Последний раз пуэбло плавили лед в пещере 29 в 1424 г. С 1500 по 1850 гг. в регионе заметно похолодало и вход в пещеру мог закрыться льдом, ограничив доступ местных жителей к источнику пресной воды.
В настоящее время под воздействием антропогенных климатических изменений лед в пещерах Эль-Мапаис быстро тает. Это грозит исчезновением ценных археологических данных о культуре пуэбло. Исследователи призывают задокументировать их как можно скорее, пока не стало слишком поздно.