Военные хитрости Древней Ассирии
12.11.2021

Военные хитрости Древней Ассирии

Археологи выяснили, как ассирийский царь Синаххериб смог захватить древний Лахиш.

Библейский Лахиш, располагавшийся в южном Ханаане, был вторым по значимости городом в Иудейском царстве. Во время военного похода ассирийского царя Синаххериба в Иудею в 701 г. до н. э. осада Лахиша стала одним из основных событий этой кампании.

Взятие Лахиша было запечатлено на рельефах, найденных английскими археологами в Ниневии и ныне хранящихся в Британском музее.


785596001.jpg


При раскопках Лахиша археологи обнаружили массивную осадную рампу, построенную ассирийцами и позволившую им захватить этот хорошо укреплённый город. При раскопках были найдены сотни наконечников стрел и снарядов для пращи.

Осадная рампа представляла собой гигантский пандус, по которому ассирийские солдаты смогли поднять до вершины холма, где находился город, тараны, с помощью которых они пробили его стены. Вопрос о том, как была решена грандиозная задача по строительству рампы, до сих пор являлся предметом споров исследователей.


785596001.jpg


Международный коллектив археологов во главе с Йозефом Гарфинкелем и Мадлен Мумкуоглу из Института археологии Еврейского университета в Иерусалиме и Джоном Кэрроллом и Майклом Питликом из Оклендского университета (США) провёл комплексное исследование этой конструкции, с привлечением данных библейских текстов, ассирийских надписей, археологических и иконографических источников, а также данных аэрофотосъёмки с дронов. Фотограмметрический анализ аэрофотоснимков и создание подробной цифровой карты древнего ландшафта позволили получить компьютерную модель осадных сооружений.


785596001.jpg


Учёные выяснили, что пандус был сооружен из небольших валунов, весом около 6,5 кг. Строительство началось примерно в 80 м от стен города, рядом с обнажением скальной породы, где можно было добывать камень для сооружения рампы. По-видимому, камни передавали по цепочке от человека к человеку. Исследователи подсчитали, что если на строительстве круглосуточно работало одновременно четыре такие человеческие цепочки, каждый день перемещалось около 160 тысяч валунов.

Йозеф Гарфинкель полагает, что в качестве рабочей силы могли использовать военнопленных и принудительный труд местного населения. Всего на строительстве работало не менее 1000 человек.

По мнению Йозефа Гарфинкеля, на северном конце рампы, со стороны города, рабочих защищали от стрел и снарядов пращи массивные L-образные плетёные щиты наподобие тех, которые изображены на ассирийских рельефах. Каждый день они передвигались в сторону города на несколько метров.


785596001.jpg


Если расчёты верны, рампа, имевшая форму гигантского треугольного клина, могла достигнуть городских стен примерно через 25 дней.

«В древние времена войны не могли вестись зимой, поэтому ассирийская армия спешила завершить свою кампанию в летние месяцы», — объяснил эту спешку Йозеф Гарфинкель.

На заключительном этапе строительства сверху на камни были уложены деревянные балки, на которые были установлены тараны — массивные осадные машины весом до 1 тонны, внутри которых на металлических цепях подвешивались большие тяжёлые деревянные стволы с металлическими наконечниками, которые пробивали стены, раскачиваясь вперёд и назад. И действительно, на вершине рампы в Лахише была найдена железная цепь.


322981001.jpg


Пророк Исайя, живший в конце VIII в. до н. э. и являвшийся очевидцем этих событий, описывал ассирийское войско так: «не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвётся ремень у обуви его;
стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его — как вихрь; рёв его — как рёв львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревёт, и схватит добычу и унесёт, и никто не отнимет» (Исайя 5:27-29).

Чтобы получить дополнительные подтверждения данной реконструкции, Йозеф Гарфинкель планирует провести раскопки на дальнем краю рампы в районе карьера, где добывался камень для строительства.

Фото: The Trustees of the British Museum, M. Pytlik, Yosef Garfinkel

Источник: The Jerusalem Post