Завершена реставрация восточного фасада Успенского собора
Музеи Московского Кремля сообщают об окончании реставрации более 150 кв. м росписей Успенского собора.
Предыдущая профилактическая реставрация живописи восточного фасада проводилась в 2002 году. Все работы — и прежде, и ныне — выполняются специалистами ведущей организации России в области реставрации древней монументальной живописи XII–XVII веков — Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, ныне АО «МИРХУ»).
За осенние месяцы 2016 года были проведены все необходимые работы по борьбе с так называемыми высолами — белыми пятнами выступившей соли, следами потеков дождевой воды, трещинами и загрязнениями. Реставраторы заменили ветхие вставки, укрепили фрагменты красочного слоя, при необходимости затонировав их. Сложности, с которыми столкнулись специалисты, были связаны с тем, что нужно было объединить в единое целое большое количество поновлений разного времени, отличавшихся по цвету, и при этом сохранить композиционную целостность изображений всех трех люнетов.
На момент начала реставрации важный элемент стенописи — размещающиеся под композициями так называемые полотенца — были почти полностью утрачены. Теперь же по небольшим сохранившимся фрагментам специалистам удалось воссоздать и «полотенца» тоже. Нынешняя роспись восточного фасада представляет собой сложный комплекс разных по времени живописных участков, однако ее основа — древний грунт с графьей и частично сохранившимися нижними слоями первоначальной живописи XVII века (яичная темпера).
От второй половины XVII века сохранились сведения о четырех поновлениях этой живописи, которые проводились под руководством ведущих мастеров Оружейной палаты Степана Резанца, Симона Ушакова (его большая выставка в Третьяковской галерее стала одним из хитов выставочного сезона в 2015 году), Федора Козлова и Ивана Филатьева. Таким образом, уже в древности поддержание в надлежащем виде этой стенописи производилось с частотой не менее одного раза в десять лет.
В XVIII–XIX веках живопись восточного фасада была скрыта под масляной записью, от которой ее освободили во время первой научной реставрации стенописи Успенского собора в 1910-х годах.
Источник: Пресс-служба Министерства культуры Российской Федерации