АКИМ АЛЕКСЕЕВИЧ ОЛЕСНИЦКИЙ (1842-1907)
19.11.2018

АКИМ АЛЕКСЕЕВИЧ ОЛЕСНИЦКИЙ (1842-1907)

Этюды об ученых

Аким Алексеевич Олесницкий (1842-1907) — один из наиболее выдающихся представителей русской академической науки, гебраист, палестиновед, профессор кафедры библейской археологии в Киевской Духовной Академии. Человек удивительно широкого кругозора, обладавший огромными познаниями в разных отраслях науки, он по праву считается одним из основателей отечественной школы библейской археологии.

Аким Алексеевич Олесницкий родился в 1842 г. в посёлке Теофиполь Волынской губернии. Его отец был священнослужителем в сане протоиерея, и сын пошёл по стопам отца, выбрав путь служения Богу. Он поступил в Волынскую Духовную семинарию, которую окончил в 1863 г. В течение следующих четырёх лет Аким Алексеевич учился в Киевской Духовной Академии, в 1867 г. он получил назначение Святейшего Синода на должность преподавателя Академии. Там он читал курсы лекций по еврейскому языку, а также по библейской археологии.

В 1868 г. А. А. Олесницкому была присвоена учёная степень магистра богословия, которой он удостоился за научную работу, посвящённую Иммануилу Канту. После того, как вступил в силу новый Устав Академии, утверждённый императором Александром II в 1869 г., Аким Алексеевич получил звание доцента. В 1873 г. он стал экстраординарным профессором, а осенью 1876 г. вошёл в состав Совета Киевской Духовной Академии. За него единодушно проголосовали все участники заседания.
Коллеги высоко ценили его за выдающийся педагогический талант и активную научную деятельность.

А. А. Олесницкий досконально знал текст Священного Писания, обладал великолепными способностями к изучению языков и владел древнееврейским и древнегреческим, а также латынью, арабским, сирийским языками, свободно говорил на английском, немецком и французском. Он считал крайне важной работу по переводу на русский язык книг великих пророков, и в его творческой биографии в 1860-70-е гг. она занимала одно из ведущих мест. Кроме того, в период с 1870 по 1872 гг. он опубликовал целый ряд исследований, посвящённых талмудической мифологии, древнееврейской музыкальной культуре и поэзии.

Уделяя значительную часть своего времени библейской археологии и понимая всю важность этой дисциплины, в 1873 г. А. А. Олесницкий отправился в научную поездку в Святую Землю, чтобы лично посетить памятники глубокой древности. Свои наблюдения он описал в монументальном труде о памятниках древности Иерусалима и других памятных мест Иудеи. После выхода из печати первого тома этой книги в 1877 г. ему была присвоена степень доктора богословия.

После возвращения из экспедиции он продолжил работу в Академии, и с 1881 по 1883 гг. занимал пост инспектора. В 1883 г. А. А. Олесницкий получил звание ординарного профессора, а в 1892 г. стал заслуженным профессором.

В 80-х годах XIX в. А. А. Олесницкий ещё дважды посетил Ближний Восток, на этот раз отправившись в Заиорданье в составе экспедиции Н. П. Кондакова. Материал данной поездки лёг в основу двух книг, опубликованных в 1889 и 1895 гг.

Затем, продолжая педагогическую деятельность, А. А. Олесницкий проработал в стенах Киевской Духовной Академии до 1899 г., но даже после выхода в отставку оставался её почётным членом.

За свою долгую карьеру А. А. Олесницкий подготовил множество научных работ по библеистике, а также обрёл широкую известность как талантливый проповедник. Кроме того, Аким Алексеевич всячески поддерживал развитие библейской археологии. Он считал крайне важным для любого библеиста не только доскональное знание священных текстов, но и наличие представления о памятниках материальной культуры, сохранившихся до наших дней на Святой Земле. Он всецело приветствовал создание при Киевской Духовной Академии таких научных религиозно-общественных структур как Церковно-археологическое общество и Музей церковной археологии и принимал самое деятельное участие в их работе. Немалую роль он сыграл и при создании Православного Палестинского Общества, в котором также состоял.

Несмотря на то, что археология занимала не ведущее место в творческой биографии А. А. Олесницкого, он вошёл в историю как один из основателей отечественной школы библейской археологии. Период с начала 1870-х по 1890-е гг. ознаменовался несколькими экспедициями в Палестину. В это время фактически и закладывались основы библейской археологии, которая прежде развивалась в русле западной теологической традиции. Православные богословы не могли опираться на новейшие достижения полевой археологии, и именно Аким Алексеевич Олесницкий стал одним из первых исследователей, принимавших непосредственное участие в археологическом изучении исторических памятников Святой Земли.

Опираясь на опыт зарубежных исследователей, А. А. Олесницкий разработал методологию изучения библейских памятников, которая строго соответствовала научным принципам и опиралась на соотнесении конкретных объектов с данными из текстов Священного Писания. Он внёс огромный вклад в библейскую археологию, составив подробное описание всех известных на тот момент памятников, артефактов и письменных источников. До него никто из исследователей не предпринимал попыток составить обзор всех проводившихся в Палестине раскопок. Он сделал это первым, заложив, таким образом, прочный методологический фундамент для последующего развития отечественной библейской археологии.

Основные труды

  • Ветхозаветный храм в Иерусалиме: Исследование. СПб., 1889.

  • Вопрос о новейших открытиях Моавитских древностей // ТКДА. 1877. Т. 4. С. 3-78.

  • Государственная израильская летопись, или книги царей Херема // ТКДА. 1880. № 5. С. 3-83.

  • Государственная летопись царей иудейских, или книги забытые Паралипоменон // ТКДА. 1879. Т. 2. С. 393-479; Т. 3. С. 415-462.

  • Гробница Аарона на горе Ор // ТКДА. 1879. Т. 1. С. 356-371.

  • Мегалитические памятники Святой Земли. СПб., 1895.

  • По вопросу о раскопках в 1883 году на русском месте в Иерусалиме // Записки Императорского Русского Археологического Общества. Т. 2. СПб, 1887. С. 187-245.

  • Путешествие одного египтянина в Палестину, Сирию и Финикию в XIV в. пред Рождеством Христовым: Новый источник для Библейской географии // ТКДА. 1876. Т. 1. С. 452-509.

  • Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из Творений св. Отцев и Учителей Церкви. СПб., 1894.

  • Святая Земля: Отчет о командировке в Палестину и прилегающие к ней страны, 1873-1874: В 2 т. Т. 1: Иерусалим и его древние памятники. Киев, 1875. — 558 с.; Т. 2: Замечательнейшие по древним памятникам места Иудеи, Самарии, Галилеи верхней и нижней, Финикии и Ливанской области. Киев, 1878.

  • Судьбы древних памятников Святой Земли: Речь, произнесенная в торжественном собрании Киевской Духовной Академии 28 сентября 1875 г. // ТКДА. 1875. Ноябрь. С. 1-21.