АРХИМАНДРИТ АНТОНИН (1817-1894)
15.02.2018

АРХИМАНДРИТ АНТОНИН (1817-1894)

Этюды об ученых

Архимандрит Антонин (Капустин Андрей Иванович, 1817-1894) — знаменитый церковный деятель, археолог, историк-византинист, просветитель, писатель. На протяжении многих лет он руководил Русской духовной миссией в Иерусалиме, и этот период стал временем расцвета деятельности миссии на Святой земле.

Архимандрит Антонин, в миру — Капустин Андрей Иванович родился 12 августа 1817 г. в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии в семье священника Иоанна Леонтьевича Капустина. Его отец служил настоятелем Преображенского храма. Помимо него в семье было еще 12 детей, и родители старались дать им всем достойное образование и с ранних лет приучить к духовной жизни. Первые уроки будущему архимандриту и учёному давал его отец, а первым учебником служила Псалтирь.

В 1826 г. юного Андрея родители отправили учиться в духовное училище при Далматовском Успенском монастыре. Будучи очень энергичным и активным ребёнком, он сильно огорчался необходимости неукоснительно соблюдать устав и следовать обязательным для всех учеников строгим правилам. После пяти лет обучения он получил диплом об окончании курса и поступил в духовную семинарию в Перми, а через некоторое время оформил перевод в Екатеринославскую семинарию, которую возглавлял его родной дядя. В этот период жизни в молодом человеке в полной мере раскрылись его творческие способности и разносторонние таланты — он сильно увлекался литературой и изучением иностранных языков, особенно склоняясь к греческому, интересовался музыкой и рисованием, его притягивала астрономия и другие науки. В 1839 г. будущий архимандрит поступил в духовную академию в Киеве, которую окончил со степенью магистра богословия и продолжил работать здесь. Вначале он преподавал немецкий язык, а позднее трудился в должности помощника инспектора.

В 1845 г. Антонин принял монашеский постриг, а через некоторое время стал священником. Он продолжал работать в Киевской духовной академии, преподавая различные предметы. Педагогическая деятельность давалась ему непросто, поскольку очень подвижный и эмоциональный характер и гипертрофированное чувство ответственности не давали ему покоя. Почти всегда ему казалось, что он недостаточно хорошо изучил материал и подготовил его к изложению, ему хотелось дать студентам как можно больше знаний, и свои лекции он неизменно старался довести до совершенства. Во время работы в академии помимо преподавания отец Антонин работал над переводами научной и религиозной литературы, вносил корректорские правки, изучал различные исторические документы. В нём разгорелся интерес к изучению истории и истоков православия. В качестве поощрения столь благородного порыва молодого учёного Священный Синод направил отца Антонина в Грецию, назначив его настоятелем Афинской миссии.


antonin-kapustin400.jpg


Время, проведённое в Афинах, стало для отца Антонина своеобразным подготовительным периодом перед дальнейшими событиями в его творческой биографии, именно здесь он увлёкся археологией и начал интересоваться культурой древнего Востока. В конце 1851 г. в Афинах началась реставрация древней церкви святого Никодима, построенной в XI в., средства на восстановление храма выделило российское правительство, а руководство всеми работами, включая предшествующие реставрации археологические раскопки, было поручено отцу Антонину. Весной 1853 г. в награду за успешно выполненное ответственное задание Святейший Синод возвёл отца Антонина в сан архимандрита. А восстановленный храм после окончания всех строительных работ и переосвящения в 1855 г. стал русской посольской церковью Святой Троицы.

В 1857 г. архимандрит Антонин совершил свою первую поездку в Иерусалим, и этот визит вызвал у него массу эмоций, которые он описал в своей книге. Начиная с 1860 г. отец Антонин трудился при посольской церкви в Константинополе и по долгу службы регулярно посещал различные уголки Балканского полуострова, побывал в Афоне, Румелии, Фессалии и множестве других исторических мест. В этот период своей биографии он много занимался научной работой и заработал признание среди греческих и русских специалистов в области византинистики, состоял в нескольких научных обществах в качестве почётного члена, а его научные статьи и монография об афинских надписях вызвала огромный резонанс в научном мире и пользовалась невероятным успехом как у российских, так и у зарубежных исследователей.


1491495883.jpg


Период с 1860 по 1865 гг. ознаменован плодотворной научной деятельностью, в это время архимандрит Антонин служил в Константинополе настоятелем посольской церкви и очень много работал с письменными источниками. Весной 1863 г. он совершил поездку в своё родное село, получив долгожданный отпуск, и по пути в Батурино объехал несколько стран Европы и побывал в крупнейших научных центрах, посетил самые знаменитые библиотеки и наладил контакты с самыми видными историками. Вернувшись из отпуска, он получил новое важное поручение от Синода и вплотную занялся изучением вопроса о подлинности такой ценнейшей древней рукописи как Синайский кодекс Библии, а впоследствии вёл переговоры о передаче этого уникального документа русскому правительству. Весной 1865 г. он предпринял очередную исследовательскую поездку по Балканам с целью сбора археологических данных по церковной истории, посетив ряд провинций Османской империи.


310.jpg

В центре — Патриарх Иерусалимский Никодим, справа от него — начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин)

В 1865 г. архимандрит Антонин получил новое назначение и отправился в Иерусалим — в течение четырёх последующих лет он выполнял обязанности временно заведующего делами Русской духовной миссии, а затем возглавил её. В то время Иерусалимский Патриархат имел довольно сложные отношения с представителями других религиозных конфессий, к тому же духовная миссия находилась в весьма стеснённых финансовых условиях. И в таких непростых условиях в полной мере проявился великолепный дипломатический талант отца Антонина, который прекрасно разбирался в политической ситуации в регионе и отлично владел иностранными языками. Постепенно ему удалось не просто улучшить положение дел Русской миссии в Палестине, но и существенно укрепить её авторитет. Благодаря его усилиям внимание государственных и церковных властей к деятельности миссии существенно увеличилось, стала расширяться материальная база, значительно расширилось паломничество православных в Святую землю.


Архимандрит_Антонин_(Капустин).jpg


В 1883 г. архимандрит Антонин начал в Иерусалиме раскопки рядом с храмом Воскресения Господня, инициатором которых выступил великий князь Сергей Александрович, который возглавлял Императорское православное Палестинское общество. Работы проводились на участке, находившемся в собственности у Общества, и дали удивительные результаты — археологам удалось раскопать фрагменты базилики IV в., а также так называемые «Судные врата». Эти находки вызвали широкий резонанс среди учёного сообщества, ведь был получен уникальный материал.


Porog1.jpg

Порог «Судных врат»


36.jpg

Архимандрит Антонин проводит освящение порога «Судных врат»


Спустя несколько лет, отец Антонин возглавил строительство храма Марии Магдалины в Гефсимании, а также приложил немало усилий к тому, чтобы на приобретённых для Русской духовной миссии землях возводились паломнические приюты и школы, в которых могли бы учиться дети арабов, исповедующих православие. Благодаря ему был создан музей при миссии.


3368_foto_4_02_resize.jpg

Архимандрит Антонин, окруженный паломниками, возле церкви Вознесения на Елеоне, в последние годы жизни


Архимандрит Антонин умер 24 марта (5 апреля) 1894 года в Иерусалиме на 77 году жизни. Согласно завещанию, он был погребен в Вознесенской церкви на вершине Елеонской (Масличной) горы.


Основные труды

  • О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1874.

  • Христианские древности в Греции. СПб., 1854.

  • Раскопки на русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме. СПб., 1884.