АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ АРЦИХОВСКИЙ (1902-1978)
Артемий Владимирович Арциховский (1902-1978) — знаменитый отечественный историк, археолог, крупный специалист в области славяно-русской археологии, основатель Новгородской археологической экспедиции. Он положил начало планомерному изучению культурного слоя древнего Новгорода и обрёл мировую известность благодаря открытию такого уникального письменного источника, как берестяные грамоты.
Артемий Владимирович родился 13 (26) декабря 1902 г. в Санкт-Петербурге, в семье известного ботаника В. М. Арциховского. Ранние годы будущего учёного прошли в Новочеркасске, поскольку его отец работал в Донском политехническом институте профессором физиологии растений, а с 1910 г. возглавил Высшие женские естественнонаучные курсы, а затем руководил Институтом сельского хозяйства и мелиорации. Юный Артемий ещё во время учёбы в гимназии увлёкся античной историей и литературой, но после окончания школы в 1920 г. поступил в Новочеркасский техникум, где проучился два года и окончательно понял для себя, что предпочитает связать судьбу с гуманитарными науками. Он обладал феноменальной памятью, с лёгкостью запоминая имена, даты и обширные массивы литературных текстов.
В 1922 г. Артемий Владимирович поступил в Московский университет и стал студентом археологического отделения факультета общественных наук. В университетские годы он получил первый опыт полевых исследований, занимаясь раскопками курганов на территории Подмосковья вместе со своим научным руководителем, выдающимся археологом В. А. Городцовым. В 1925 г. А. В. Арциховский окончил университет и поступил в аспирантуру института археологии и искусствознания Ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук, а также начал работать в Государственном историческом музее. Спустя два года после окончания МГУ, Артемий Владимирович приступил к преподавательской деятельности в стенах родного университета, вначале ассистентом, а через несколько лет — доцентом.
А. В. Арциховский в год окончания университета, 1925 г.
В 1929 г. Арциховский успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук. В своей работе, посвящённой курганам вятичей, он предпринял попытку обобщить огромный массив информации по русским древностям XI-XIV вв. при помощи методов математической статистики и смог доказать, что данные археологии совпадают с описанными в летописях сведениями, а историко-географические сведения переданы летописцами с высокой долей достоверности.
В этот же период Арциховский заинтересовался обширной научной темой, которая стала для него главной на всю жизнь — археологией древнего Новгорода. Первые работы Артемий Владимирович проводил в окрестностях Новгорода вместе с Б. А. Рыбаковым, а в начале 1930-х годов он сосредоточился на исследованиях в черте города, положив начало работе одной из крупнейших археологических экспедиций в стране.
С 1931 г. Артемий Владимирович работал в Государственной академии истории материальной культуры в должности научного сотрудника, а через некоторое время возглавил сектор археологии и занимал эту должность вплоть до 1960 года.
30-е годы в научной биографии А. В. Арциховского ознаменовались масштабными археологическими работами в Новгороде и Москве. В 1932 г. он приступил к раскопкам в древнейшей части Новгорода — Славенском конце, заложив раскоп неподалёку от церкви Ильи Пророка. В ходе этих исследований разрабатывалась методика изучения культурного слоя средневекового города, были обнаружены деревянные конструкции, по отношению к которым Арциховский впервые применил термин «ярус», составивший впоследствии основу новгородской хронологии. Раскопки в Славенском конце продолжались в 1934 и 1936-1937 годах, а затем взгляд учёного обратился к одному из интереснейших топографических объектов Новгорода — Ярославову Дворищу, начались исследования территории к югу от Никольского собора.
В 1933-1936 гг. А. В. Арциховский также возглавлял археологические работы в Москве, проводившиеся в рамках строительства первой очереди метрополитена. А в 1937 г., когда вновь открылся исторический факультет МГУ, и появилась возможность продолжить преподавать, Артемий Владимирович вернулся к научной и педагогической работе в университете в должности профессора, и с образованием в 1939 г. кафедры археологии возглавил её. К этому времени он практически завершил работу над своей докторской диссертацией, раскрывавшей тему древнерусских миниатюр как исторического источника. Данная работа имела большое значение для дальнейшего изучения истории нумизматики, геральдики и целого ряда специальных исторических дисциплин.
В 1940 г. Арциховский вошёл в состав Учёного совета, который курировал проведение масштабных реставрационных работ в Троице-Сергиевой Лавре под руководством И. В. Трофимова. Кроме того, в 1940-е годы Артемий Владимирович продолжил раскопки подмосковных курганов, а после окончания Великой Отечественной войны вернулся в Новгород и продолжил исследования на Ярославовом дворище, а также заложил небольшой раскоп в урочище Перынь под Новгородом.
Групповая фотография Новгородской экспедиции 1947 г.: А. В. Арциховский (начальник экспедиции), Б. А. Колчин (заместитель), В. Л. Янин, Д. А. Авдусин, Г. А. Авдусина, В. В. Седов, В. Д. Берестов, С. А. Плетнева, Т. Н. Никольская, С. А. Изюмова и др. (фото: Институт археологии РАН)
В 50-х годах акцент в исследованиях новгородских древностей сместился с Торговой стороны на Софийскую, в 1951 году. А. В. Арциховский приступил к раскопкам на левом берегу реки Волхов, заложив новый раскоп — Неревский, который по масштабам и охвату городской территории не имел аналогов. Работы на этом раскопе продолжались до 1962 г., и за это время археологи изучили культурный слой на площади более 8 тысяч квадратных метров. Впервые в истории археологического изучения Новгорода были предприняты систематические раскопки широкими площадями. Неревский раскоп дал уникальные материалы для дальнейшего исследования топографии средневекового Новгорода, ведь никогда прежде учёным не удавалось вскрыть целый комплекс городских усадеб, а также фрагменты нескольких улиц. Данные, полученные в ходе изучения остатков деревянных конструкций, послужили основой для разработки дендрохронологической шкалы, а общая численность находок составила более 90 тысяч предметов.
Великий Новгород, Неревский раскоп, 1954 г.
Под руководством А. В. Арциховского разрабатывалась методика изучения городского культурного слоя, закладывались фундаментальные основы новгородской археологии. Понимая всю важность письменных источников, Артемий Владимирович первым среди археологов начал использовать их для осмысления находок, обнаруженных в ходе археологических исследований. Его упорство и самоотдача были вознаграждены в 1951 г., когда произошло, без преувеличения, сенсационное событие — 26 июля работница Неревского раскопа Н. Ф. Акулова во время разборки культурного слоя обнаружила первую в истории берестяную грамоту. С этой находкой открылась новая страница не только в изучении средневекового Новгорода, но и в истории русского языка, в целом. С этого момента древние новгородцы словно заговорили с учёными, голоса из далёкого прошлого зазвучали с новой силой. Эмоциональная реплика Арциховского: «Я ждал этой находки двадцать лет!» с того самого дня навсегда вошла в историю Новгородской археологической экспедиции.
Берестяные грамоты не только дали богатый материал для исследований, но и сыграли определяющую роль в судьбе экспедиции. После почти двадцати лет поисков Арциховский уже подумывал о том, чтобы свернуть раскопки в Новгороде и перенести их в Смоленск или Псков, но благодаря сенсационной находке исследования продолжились, и экспедиция успешно работает и по сей день, недавно отметив своё 85-летие.
А. В. Арциховский вместе с Б. А. Колчиным (слева) и В. Л. Яниным (справа)
Великий Новгород, 1964 г.
В 1952 г. Арциховский был назначен на должность декана исторического факультета Московского университета, которую занимал до 1957 г., а затем возглавил редакцию журнала «Советская археология».
А. В. Арциховский был не только выдающимся учёным, но и обладал удивительным талантом педагога, был великолепным лектором. На учебниках «Введение в археологию» и «Основы археологии», разработанных Арциховским, выросло не одно поколение археологов.
А. В. Арциховский со студентами на раскопках в Великом Новгороде
Научное наследие Арциховского включает более 100 публикаций, многочисленные монографии и отчёты о проведении раскопок. В 1960 г. он был избран членом-корреспондентом Академии Наук, а его заслуги перед наукой отмечены многочисленными наградами.
Основные труды
-
Курганы вятичей, М., 1930;
-
Митяевские литейные формы, Тр. секции археол. РАНИОН. Том V, 1930;
-
Раскопки на Славне в Новгороде Великом (в соавторстве с Б. А. Рыбаковым) // СА, 1937. Т. III
-
К истории Новгорода // ИЗ, 1938, № 2;
-
Древнерусские миниатюры как исторический источник, М., 1944 (переиздание: Томск; М., 2004)
-
Введение в археологию, 3 изд., М., 1947
-
Основные вопросы археологии Москвы // Mатериалы и исследования по археологии СССР, № 7, М.-Л., 1947, с. 7-22.
-
Новгородские ремесла. Новгород Великий по археологическим данным // ВАН СССР, 1948, № 3;
-
Раскопки на Славне в Новгороде // МИА № 11. М., 1949;
-
Раскопки в восточной части Дворища в Новгороде // МИА № 11. М., 1949;
-
Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1951 года). М., 1953 (в соавторстве с М. Н. Тихомировым);
-
Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1952 года). М., 1954;
-
Археологическое изучение Новгорода // Материалы и исследования по археологии СССР. Том 1. № 55. Труды Новгородской археологической экспедиции. М., 1956.
-
Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1953-1954 годов). М., 1958 (в соавторстве с В. И. Борковским);
-
Основы археологии, 2 изд., М., 1955
-
Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1955 г.). М., 1958 (в соавторстве с В. И. Борковским);
-
О новгородской хронологии//СА, 1959, № 4;
-
Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956–1957 гг.). М., 1963 (в соавторстве с В. И. Борковским);
-
Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1958-1961 гг.). М., 1963;
-
Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1962-1976 гг.). М., 1978 (в соавторстве с В. Л. Яниным).