ЧАН-ЧАН
04.03.2021

ЧАН-ЧАН

Города древности

Чан-Чан (Chan Chan) — археологический комплекс на севере современного Перу, западнее города Трухильо в регионе Ла-Либертад, расположенный на месте древнего города, являвшегося крупнейшим центром культуры Чиму и столицей царства Чимор. Это политическое образование существовало в X-XV вв., а его территория простиралась на обширное расстояние вдоль побережья.

В доколумбовой Америке Чан-Чан был едва ли не самым крупным городским центром. Построенный практически целиком из саманного кирпича, Чан-Чан был одним из крупнейших городов на южноамериканском континенте, где использовалась подобная строительная технология.


Return to Chan Chan

Фото: Carsten ten Brink


В организации городского пространства, которое разделялось на несколько независимых друг от друга участков, проявились основные признаки политической и социальной организации, характерные для общества Чиму.

По оценке исследователей, в моменты наибольшего расцвета численность жителей города составляла около 60 тысяч человек. Согласно имеющимся данным, город возник приблизительно в середине IX в. и достиг наивысшего развития во второй половине XV в., незадолго до того, как началась военная экспансия инков. Приблизительно в 1470 г. в результате продолжительной войны король Чимора Минчанкаман был пленён Инкой Тупак Юпанки, а его наследник и преемник Чумун Каур осуществлял управление ослабленного королевство уже от имени инков. Относительно спокойная жизнь продлилась всего несколько десятилетий, и уже в 30-е гг. XVI в. на земли Чиму пришли испанские конкистадоры. В отличие от своих заклятых врагов инков, Чиму встретили колонизаторов весьма благосклонно, и вскоре испанцы основали свою новую столицу в 5 км от Чан-Чана. Свой город, заложенный в 1535 г., они назвали Трухильо — в честь родного города Франсиско Писарро. Вскоре Чан-Чан окончательно был оставлен жителями и заброшен.


Reservoir at Chan Chan

Резервуар для воды (фото: Tyler Bell)


На протяжении долгого времени о цивилизации Чиму было известно, в основном, из сообщений, зафиксированных в хрониках конкистадоров. Достоверные сведения были получены лишь с началом археологического изучения памятников этой культуры. Внимание историков и археологов к руинам Чан-Чана, которые пережили разрушение и разграбление, было приковано уже в XVIII в. Впервые схематичный план сохранившихся построек составил испанский прелат Балтазар Мартинес де Компаньон, служивший епископом в Трухильо и в период между 1755 и 1785 гг. исследовавшим территорию древнего города. Впоследствии увлечённые историей путешественники неоднократно посещали Чан-Чан, однако полномасштабные археологические исследования начались только в 1969 г. с работами экспедиции Гарвардского университета под руководством Майкла Эдварда Мозли. Несмотря на то, что изучение Чан-Чана ведётся уже несколько десятилетий, на сегодняшний день раскопками охвачена лишь часть памятника, сохранности которого угрожают природные факторы — засушливый климат и непрекращающийся процесс эрозии.


palcaio tschudi chan chan

Фото: Sophie Robson


Культуре Чиму предшествовала более древняя культура Мочика, которая существовала в этом регионе приблизительно с I по VIII вв., достигнув своего расцвета в III-VI вв. Долина реки Моче являлась центром обширного государства, территория которого простиралась от залива Гуаякиль на севере до района Парамонга на юге. Огромную роль в жизни обитателей этой засушливой зоны играла река, которая питала сложную систему орошения, впоследствии унаследованную носителями культуры Чиму. Именно здесь, в долине Моче, Чиму основали свою столицу, чтобы затем расширить свои владения за счёт присоединения новых земель в северном и южном направлениях.

Место, выбранное для строительства города, располагалось неподалёку от священного участка, где когда-то Мочика возвели свои монументальные святилища — величественную ступенчатую пирамиду Солнца и немного уступающую ей в размерах и богато украшенную фресками пирамиду Луны.

Чан-Чан занимает обширную территорию в 18 кв. км — по меркам древности, это был огромный город. Судя по всему, строительство города осуществлялось по заранее продуманному плану, что свидетельствует о высоком уровне организации пространства. Город окружали две оборонительные стены, дополнительно укреплённые стволами деревьев, а внутренняя территория делилась на десять кварталов размерами примерно 300×450 м. Примечательно, что каждый из этих кварталов имел дополнительную защитную стену и представлял собой независимую городскую единицу. Современные названия этих кварталов связаны с именами исследователей, оставивших свой след в изучении истории перуанского побережья: Мартинес Компаньон, Веларде, Бандельер, Тельо, Ривера, Скуайер, Чуди, Чайуак. Восьмой и десятый кварталы получили свои наименования из-за особенностей планировки — они называются Лабиринт и Большой Чиму.


Chan chan view1

Фото: Håkan Svensson


Каждый из этих кварталов имел чёткую планировку, сеть улиц и небольших площадей и был застроен жилыми и общественными зданиями, святилищами и дворцами. В состав комплексов входят небольшие однотипные помещения, сосредоточенные вокруг внутренних двориков, а также резервуары для воды и сады в ступенчатых углублениях. При раскопках захоронений на территории города археологи обнаружили керамику и изделия из золота, что свидетельствует о высоком социальном статусе жителей Чан-Чана.


Chanchan fishnet ruins

Фото: Gsd97jks


За пределами обособленных кварталов располагались дома простолюдинов и ремесленные мастерские. Судя по всему, основными занятиями жителей являлась деревообработка, ткачество и металлообработка. Имеющиеся в распоряжении исследователей данные позволяют выделить четыре производственные зоны.

В силу специфики своего географического положения Чан-Чан испытывал острую необходимость в обеспечении бесперебойного водоснабжения. С севера и юга город окружала прибрежная пустыня, поэтому для обеспечения жизнедеятельности требовалось обводнение. В решении этой задачи Чиму использовали достижения своих предшественников, усовершенствовав гидротехнические сооружения, созданные носителями культуры Мочика. Вода из реки Моче по каналам и акведукам поступала в город и на возделываемые участки, обеспечивая возможность ведения сельского хозяйства и выращивания зеленых насаждений в городе.


WaterReserveChanChan

Резервуар для воды (фото: Bruno Girin)


Застройка Чан-Чана сохранилась лишь в виде руин, это связано, в том числе, с многочисленными разрушениями, вызванными воздействием природных факторов. Для построек из сырцового кирпича разрушительными факторами были не только засуха и выветривание, но и сильные ливни, которые изредка случаются в местном климате. Один из таких ливней в 1925 г. уничтожил большинство сохранившихся строений, однако на тот момент археологам удалось многое зафиксировать в чертежах и на фотографиях. Стены зданий украшали рельефные орнаменты в виде стилизованных животных — в том числе рыб, пеликанов, крабов и черепах. Кроме того, встречается и другой тип орнаментации — в виде ступенчатого меандра, крестов и линий. Судя по всему, резные изображения покрывались сверху краской.


Fish Motif at Chan Chan
Pelican Motif at Chan Chan

Изображения рыб и пеликанов на стенах (фото: fabulousfabs)


Наиболее яркими постройками являются остатки двух больших дворцов, при изучении которых были обнаружены десятки небольших помещений, первоначально интерпретированные как тюремные камеры. Согласно альтернативной гипотезе, эти каморки могли использоваться по другому назначению — в них могли содержать священных змей. В ряде мезоамериканских языков слово «чан» означает «змея», поэтому в доколумбову эпоху змеи могли играть важную роль в культовой жизни.


Верхнее фото: Jim Williams