ДАМАСК
02.03.2017

ДАМАСК

Города древности

Дамаск (Damascus) — столица современной Сирии и один из древнейших непрерывно населенных городов мира, расположенный у восточного предгорья Антиливана. Первые следы людей в Тель-Рамаде на окраине современного Дамаска датируются второй половиной VII тыс. до н. э., а крупное поселение появилось в этом месте со II тыс. до н. э., однако археологические исследования здесь затруднены, так как древний город находится под современным.

В письменных источниках Дамаск впервые упоминается в эпоху фараона Тутмоса III в числе городов и стран, чьи цари попали в плен к египтянам после битвы при Мегиддо (1479 г. до н. э.). Город оставался под властью Египта примерно до конца XIII в. до н. э. Судя по письмам из Амарнского архива, в период правления Эхнатона (ок. 1353-1336 г. до н. э.) Дамаск был вовлечен в конфликты между сиро-палестинскими вассалами египтян.

После битвы при Кадеше между хеттским правителем Муваталли II и фараоном Рамсесом II (1274 г. до н. э.) египетская армия была вынуждена отступить в район Дамаска. Затем этот регион был завоеван хеттами, но вскоре Дамаск и прилегавшие к нему земли вернулись под власть Египта и стали пограничным форпостом, отделявшим северо-египетские территории от зоны влияния хеттов. Влияние города стало расти лишь с наступлением новой эпохи после так называемой «катастрофы бронзового века», связанной с нашествием «народов моря» в XII в. до н. э.

В начале I тыс. до н. э. в Сиро-Палестинских землях сформировалось несколько арамейских царств, и Дамаск стал столицей одного из них — Арама, или Дамасского царства. Библейские источники упоминают о его многочисленных стычках с Израилем. Царь Давид занял город и расквартировал здесь свой гарнизон (2Цар. 8:5-6), однако уже в правление Соломона, сына Давида, Дамаск вышел из-под власти израильтян (3Цар. 11:23-24). В начале IX в. до н. э. царь Дамаска Бен-Хадад (библ. Венадад) был подкуплен царем Иудеи и вероломно напал на Израильское царство, нарушив заключенный с ним договор. (3Цар. 15:16-20). Следующий правитель Дамасского царства Хадад-эзер в 853 г. до н. э. сыграл ведущую роль в коалиции, которая противостояла царю Ассирии Салманасару III в битве при Каркаре на реке Оронт и возглавлял еще несколько выступлений против Ассирии в 849-848 г. до н. э, пока в 845 г. до н. э. ассирийцы не разгромили коалицию окончательно.

После смерти Хадад-эзера на трон взошел один из его приближенных Хазаэль (библ. Азаил). Четвертая Книга царств (8:7-15) сообщает, что он занял трон, убив своего предшественника. В 841 г. до н. э. его войско было разбито Салманасаром III, но позднее он все же смог отстоять независимость и даже начал строительство собственной империи, стремясь подчинить часть Сирии, Израиль, Иудею и филистимские земли. В Дане найдена арамейская надпись, где сообщается о победе Хазаэля над Израилем и Иудеей и гибели их властителей. Хазаэль, вероятно, умер в 803 г. до н. э., когда ассирийский правитель Адад-нерари III захватил Дамаск и взял с него крупную дань. Это поражение стало началом упадка города и царства.

Вероятно, в последний год правления ассирийского царя Салманасара IV (773 г. до н. э.) его военачальник Шамши-илу вновь напал на Дамаск и взял с него огромную контрибуцию. Немного позднее, около 770 г. до н. э., Дамаск и царство Арам были покорены израильским царем Иеровоамом II (4Цар. 14:28), но вскоре Дамасское царство восстановило свою самостоятельность, и около 732 г. до н. э. его последний независимый царь Рецин возглавил еще одну антиассирийскую коалицию, в которую помимо Дамаска вошли Израиль и филистимские города. Вероятно, в том же году ее войска были разгромлены Тиглатпаласаром III. Дамаск был взят ассирийцами, царь бежал, но был схвачен и казнен (4Цар. 16:5-9). Город стал частью Ассирийской империи.

Благодаря своему выгодному географическому положению Дамаск в эпоху ассирийского, вавилонского и персидского владычества оставался важным торговым центром. После его завоевания Александром Великим в 333 г. до н. э. здесь возникла македонская колония. В эллинистическую эпоху Дамаск стал предметом спора между империями Птолемеев и Селевкидов и несколько раз переходил от одной к другой. В 64 г. н. э. римский военачальник Помпей завоевал западную Сирию и Дамаск попал под власть Рима.


Roman arch, Straight Street, Damascus.

Римская триумфальная арка в Дамаске


Процветание города при римлянах продолжалось. Здесь сходились торговые пути из Аравии, Пальмиры и Петры, здесь же проходил и Великий шелковый путь. Именно на пути в Дамаск апостол Павел услышал голос Иисуса и на три дня ослеп, а затем был в Дамаске исцелен и крещен. После этого события здесь появились первые христиане.

Римляне обнесли город стеной с семью вратами, и рядом с одними из этих врат к концу римско-византийской эпохи сложился христианский квартал Баб Тума («Врата Фомы»). Согласно Деяниям апостолов, здесь жили апостолы Фома и Павел.


Bab Touma Gate Damascus

Ворота Баб Тума в Дамаске


В 635 г. Дамаск был завоеван арабами, но его население оставалось по преимуществу христианским. В 661 г. он стал столицей халифата Омейядов и вскоре его официальным языком был объявлен арабский, что дало преимущество мусульманскому меньшинству над христианским большинством, говорившим на арамейском. В начале VIII в. здесь на месте храма Св. Иоанна Крестителя, в котором, по преданию, хранилась голова Иоанна, была возведена Большая мечеть Дамаска (мечеть Омейядов) — одна из старейших и крупнейших мечетей в мире.


Umayyad Mosque

Мечеть Омейядов в Дамаске


На заглавном фото: руины храма Юпитера в Дамаске (фото MRB)