ЭГОН ФОН ЭЙКШТЕДТ (1892-1965)
Эгон фон Эйкштедт (Egon von Eickstedt, 1892-1965) — знаменитый немецкий антрополог, расовед, научные труды которого оказали огромное влияние на развитие антропологической науки в первой половине ХХ века.
Барон Эгон фон Эйкштедт родился 10 апреля 1892 г. в районе Ежице, входившем в состав польского города Познань. Предки будущего исследователя происходили из древнего померанского рода. Его детство и школьные годы прошли в Берлине и Дрездене, а также в интернате в Хальберштадте.
В студенческие годы Эгон фон Эйкштедт учился в Берлинском университете Фридриха Вильгельма, а также в университете имени Иоганна Вольфганга Гете во Франкфурте-на-Майне, где изучал медицину, философию и естественные науки. В 1913 г. произошла судьбоносная встреча с выдающимся антропологом и этнологом Феликсом фон Лушаном, который впоследствии осуществлял научное руководство над докторской диссертацией Эгона фон Эйкштедта. Во время Первой мировой войны Феликс фон Лушан работал экспертом по этнологии в составе Прусской фонографической комиссии, которая по поручению прусского Министерства Культуры в 1915-1918 гг. проводила лингвистические и музыкальные исследования в немецких лагерях военнопленных, собирая богатый этнографический материал. Фон Лушан направил группу начинающих антропологов, в состав которой входили Эгон фон Эйкштедт, Отто Рехе и Пауль фон Хамбрух, в лагеря для военнопленных, где молодые учёные должны были провести стандартную программу измерений тела у индийских и африканских заключенных.
В этот период Эгон фон Эйкштедт сосредоточился на работе по сбору материалов для своей докторской диссертации: он измерил более семидесяти сикхов из Северного Пенджаба, которые в период с 1916 по 1918 годы находились в лагере для военнопленных в городке Вюнсдорф неподалёку от Берлина, а также в немецких лагерях в Румынии. Для того, чтобы полноценно обработать антропологические данные, Эйкштедту, который всё же был в большей степени этнологом и географом, потребовалось разработать свою собственную методику, поскольку в то время антропологическая наука основывалась исключительно на статистических данных. В конечном итоге его диссертация всё же имела географический акцент, и в 1920 г. Эйкштедт представил свой научный труд профессору Норберту Кребсу, который преподавал в университете Франкфурта-на-Майне. При содействии Феликса фон Лушана эта работа была опубликована в 1921 г. в научном журнале «Zeitschrift für Ethnologie».
После успешной защиты диссертации Эгон фон Эйкштедт начал работать в Институте Антропологии кайзера Вильгельма, а затем отправился во Фрайбургский университет, где он трудился в Анатомическом институте в должности ассистента антрополога Ойгена Фишера. В 1924 году он получил назначение в антропологический отдел Музея естествознания в Вене, а спустя ещё два года, в 1926 г., на протяжении нескольких месяцев он успел поработать в Мюнхене совместно с антропологом Теодором Моллисоном. В том же году Эйкштедт предпринял свою первую экспедицию в Индию, в ходе которой ему удалось собрать обширный антропологический и этнологический материал. Венский период биографии также ознаменовался для него полезным знакомством с известным издателем Юлиусом Фридрихом Леманом, с которым они обсуждали возможность издания целого ряда научных трудов, заинтересовавших издательство.
В декабре 1928 г. Эгон фон Эйкштедт был назначен профессором медицинского факультета Вроцлавского университета, причём произошло это в его отсутствие, поскольку в это время он находился в экспедиции в Индию, и смог приступить к преподавательской деятельности лишь следующим летом. В 1929 г. он хабилитировался на философском факультете и стал временно исполняющим обязанности приват-доцента, а с 1933 года возглавил новый антропологический институт в качестве адъюнкт-профессора и начал руководить этнографическим музеем. В университете с 1929 года читал лекции по вопросам расовой гигиены или евгеники, которые пользовались большим успехом среди студентов, придерживавшихся национал-социалистических взглядов. В то время многие немецкие учёные скомпрометировали себя, поддавшись политическому влиянию.
В период 1937 по 1939 годы Эгон фон Эйкштедт находился за пределами Европы, в это время он отправился в свою вторую Азиатскую экспедицию, география которой охватывала Индию, Китай, Филиппины, Малайзию и Индонезию. Эта поездка, хоть и была хуже подготовлена в организационном плане, дала учёному не менее обширный материал, который лёг в основу монографии. Фактически он начал глобальную работу по пересмотру расовой теории, которая в конечном итоге вылилась в монументальный научный труд, посвящённый расоведению и расовой истории человечества. Эйкштедт утверждал, что расовые различия появились задолго до возникновения самого человечества. Эту работу можно назвать примером научной добросовестности и корректности, в ней содержались ценные сведения по расовой морфологии и только зарождавшейся генетике, многие из которых не утратили своей актуальности и по сей день. Он привёл серьёзные аргументы в пользу связи между характером человека и его расовой принадлежностью, а также разработал особую формулу для оценки расовой принадлежности человека. Однако в 40-е годы со стороны профессуры его революционные предложения не нашли поддержки, поскольку педагогический состав Вроцлавского университета не увидел политического обоснования, которое было бы одобрено Министерством науки и образования. В 1945 году Эйкштедт вместе со супругой, которая страдала тяжёлым заболеванием суставов, покинули Вроцлав на машине скорой помощи и отправились в Дрезден, откуда затем добрались до Лейпцига, где учёный рассчитывал получить место профессора в университете. Здесь он, судя по всему, был задержан и подвергнут допросам советскими военными властями, но в конечном итоге ему удалось избежать ареста.
Испытав некоторые сложности с трудоустройством в Лейпцигском университете, с 1946 г. Эйкштедт начал работать профессором в университете имени Иоганна Гутенберга в Майнце. В этом учебном заведении этнология и антропология не считались дискредитированными науками, поэтому Эйкштедт вместе со своей коллегой Ильзе Швидецки именно здесь начал работу над созданием нового Антропологического института. Он вошёл в состав вновь созданного Немецкого социологического общества, где ему покровительствовал председатель Общества Леопольд Визе. В 1949 по его инициативе был основан антропологический журнал «Homo», выходивший с подзаголовком «журнал сравнительной биологии человека» и фактически ставший продолжением работы, начатой ещё в 20-е годы. Понимая, что теперь перед ним стоит задача реабилитировать антропологическую науку, Эйкштедт изменил название журнала и его тематическую направленность. В редколлегии журнала работала и Ильзе Швидецки, впоследствии сменившая своего учителя на посту главного редактора журнала и на кафедре этнологии. В 1950-х и 1960-х годах Эгон фон Эйкштедт предпринял несколько исследовательских поездок в Испанию, Марокко и Ближний Восток. В 1965 году он планировал поездку в Иран, но 20 декабря скончался в Майнце от инсульта.
Основные труды
-
Die rassischen Grundlagen des deutschen Volkes. Köln, 1934.
-
Rassenkunde und Rassengeschichte der Menschheit. Stuttgart, 1934.
-
Grundlagen der Rassenpsychologie. Stuttgart, 1936.
-
Rassendynamik von Ostasien. China und Japan, Tai und Kmer von der Urzeit bis heute. Berlin, 1944.
-
Die Forschung am Menschen. 3 Bände. Stuttgart. 1940–1963.
-
Türken, Kurden und Iraner seit dem Altertum. Probleme einer anthropologischen Reise. Stuttgart, 1961.