ЭМИЛЬ ФОРРЕР (1894-1986)
11.01.2018

ЭМИЛЬ ФОРРЕР (1894-1986)

Этюды об ученых

Эмиль Оргеторикс Густав Форрер (Emil Orgetorix Gustav Forrer, 1894-1986) — известный швейцарский учёный, востоковед, ассириолог, хеттолог. Долгие годы занимался изучением хеттской культуры и первым высказал гипотезу о том, что в пределах Хеттского царства население использовало для общения восемь языков.

Эмиль Форрер родился 19 февраля 1894 г. в Страсбурге в семье известного исследователя древности, искусствоведа и коллекционера Роберта Форрера. Его отец долгие годы возглавлял Страсбургский музей археологии, за свою долгую жизнь опубликовал множество научных трудов и входил в число наиболее ярких представителей своей профессии на рубеже XIX-XX вв. Роберт Форрер был типичным представителем Страсбургского истеблишмента, и его дети росли в достатке и окружении предметов роскоши.

Эмиль Форрер в 1911 г. окончил протестантский лицей в Страсбурге, а затем продолжил обучение. По его собственным словам, благодаря увлечению отца древностями, с самых ранних лет проблематика археологии и изучения доисторических времён стала восприниматься для него как нечто само собой разумеющееся. Дальнейшая судьба юноши была предопределена самим фактом его рождения в семье археолога.

В 1912 г. Эмиль Форрер поступил в Страсбургский университет, где учился у многих выдающихся учёных. К примеру, ассирийский язык он изучал у Карла Франка, египетский у Вильгельма Шпигельберга, арабский и фарси у Энно Литмана, а древнеперсидский у Альберта Тумба. Осенью 1913 г., в возрасте 19 лет, он переехал в Берлин, чтобы продолжить изучение истории Древнего Востока под руководством известного исследователя Эдуарда Мейера и прослушать курс ассириологии у одного из основателей немецкой школы ассириологии Фридриха Делича. Главными темами, на которых он сосредоточился во время учёбы в Берлине, стали вопросы этнологии и географии Древнего Востока, поэтому неудивительно, что темой своей диссертации, защита которой состоялась в 1917 г., он выбрал «Провинциальное деление ассирийской империи».

После защиты диссертации в 1917 г. Эмиль Форрер начал заниматься изучением хеттского языка, немалую роль в этом сыграл его научный руководитель Эдуард Мейер, сумевший убедить молодого исследователя в перспективности этой темы, которая на тот момент оставалась малоизученной. Благодаря наличию хороших контактов с Берлинским музеем, а также важной роли Эдуарда Майера в деятельности Германского восточного общества, его ученику предоставили собственное рабочее пространство в музее, а также доступ к глиняным табличкам из Хаттусы — древней столицы Хеттского царства, обнаруженным во время раскопок близ селения Богазкёй в Турции. С большим усердием Форрер приступил к изучению тысяч табличек и обломков, он впервые систематизировал этот обширный материал. Он первым из исследователей богазкёйского архива определил несколько языков, родственных хеттскому. Кроме того, ему удалось выделить хаттский язык, распространённый в более ранний период. Результаты этой масштабной работы в 1919 году он опубликовал в научном труде «Восемь языков Богазкёйских надписей», впоследствии переизданном дважды в 1921 и 1922 гг.

Помимо Эдуарда Мейера к числу покровителей Эмиля Форрера принадлежал и известный немецкий востоковед Отто Вебер, который с 1912 г. являлся членом Наблюдательного Совета при Берлинском музее, а в 1918 г. сменил Фридриха Делича на посту директора Музея Передней Азии. Начиная с 1920 г., Майер и Вебер принимали участие в работе Эмиля Форрера над изданием серии публикаций клинописных текстов из Богазкёя. В 1922 г. был опубликован составленный им список клинописных знаков, а также два тома с историческими текстами в транскрипции, благодаря публикации которых к клинописным текстам получили и другие исследователи. Широкий резонанс в научном сообществе вызвало сенсационное заявление Эмиля Форрера о том, что в хеттских текстах ему удалось найти упоминание о гомеровских ахейцах. Кроме того, в 20-е годы Форрер также занимался расшифровкой лувийских иероглифов.

После двух неудачных попыток пройти процедуру хабилитации в 1921 г. в Мюнхене и в 1923 г. в берлинском университете Фридриха Вильгельма, когда его диссертация была отклонена, Эмиль Форрер всё же получил степень хабилитированного доктора в мае 1925 г. с научной работой, посвящённой истории Древнего Востока и несемитским клинописным языкам.

В 1926 г. Эмиль Форрер предпринял научно-исследовательскую поездку в Анатолию, куда отправился вместе с историком искусств, религиоведом и византинистом Эдмундом Вайгандом. Археологическая экспедиция осуществлялась на частные пожертвования и средства, выделенные Германским восточным обществом, и преследовала главную цель — локализация поселений доримской эпохи.

Поскольку даже после защиты диссертации в 1925 г. Форрер оставался без постоянной работы, очень остро начали проявляться финансовые проблемы, которые сопровождали его на протяжении нескольких лет. Немецкое общество чрезвычайной помощи науке поддержало его, некоторое время выплачивая стипендию приват-доцента.

В 1929 г. Эмиль Форрер получил трёхлетний контракт на работу в качестве приглашённого профессора в Восточный институт университета Чикаго, куда его пригласил известный американский исследователь Джеймс Генри Брэстед, с которым он поддерживал контакт по переписке. В рамках этой деятельности Форрер отправился в экспедицию на Крит с целью изучения минойских глиняных табличек. Кроме того, в 1930 г. он был направлен в Париж, чтобы поработать с клинописными текстами на табличках, обнаруженных в ходе раскопок Рас-Шамры (древнего Угарита), а также ознакомиться с основными положениями методики проведения раскопок в Мегиддо. В этом же году он предпринял ещё одну поездку на Кипр с обзором проводившихся там археологических исследований. Вскоре после этого состоялось очередное путешествие в малую Азию, где Форрер планировал заняться поисками местоположения хеттского города Аринна. В завершение работы в Чикагском университете Эмиль Форрер обобщил результаты своих исследований хеттского иероглифического письма, опубликованные в 1932 г. в книге «Хеттское рисуночное письмо». По оценкам знаменитого немецкого филолога Иоганнеса Фридриха, предложенный Форрером метод стал основополагающим для работы по дешифровке древней письменности.

Летом 1933 г. Эмиль Форрер получил приглашение от университетов Женевы и Лозанны, где он выступил с лекциями о происхождении культур, народов и языков Древнего Востока. Высокий интерес аудитории и приличное вознаграждение, которое он получил за свою работу, стали подтверждением признания его заслуг в научном сообществе.

На рубеже 1933-34 гг. в качестве приглашённого профессора он преподавал ассириологию и семитистику в университете Джонса Хопкинса в Балтиморе, и в этот период активно пользовался возможностью путешествовать по Соединённым Штатам на автомобиле. Здесь его внимание привлекли центральноамериканские культуры, в особенности культура майя. После завершения работы в Балтиморе Эмиль Форрер получил контракт советника экспедиции в колледже Брин-Мар в штате Пенсильвания, где с его помощью была организована экспедиция в Киликию, в работе которой он также принимал участие.

В последующие годы карьера Эмиля Форрера застопорилась, но, тем не менее, он продолжал сотрудничать с учебными заведениями в качестве преподавателя при финансовой поддержке швейцарского посольства, что позволяло ему держаться на плаву. Первоначально одобренное национал-социалистическим министерством науки, воспитания и народного образования назначение на должность преподавателя Берлинского университета в период с декабря 1939 года по май 1940 года было отозвано из-за отказа Форрера сложить швейцарское гражданство, несмотря на данное им обещание.

Во время Второй мировой войны Эмиль Форрер оставался в Берлине, где регулярно проводил учебные мероприятия. В 1940-1941 гг. он работал в военно-географическом отделе Верховного главнокомандования вермахта над секретным проектом по созданию специальных карт для использования бронетехники и занимался подготовкой топографических военных карт Ближнего Востока. Во время Берлинской наступательной операции советских войск Форрер находился в городке Эркнер. Из воспоминаний супруги следует, что сразу же после окончания войны Эмиль Форрер пытался занять должность директора Переднеазиатского отдела Берлинского музея. Летом 1945 г. он представил Советской военной администрации доклады о состоянии инвентаризации Переднеазиатского и Египетского отделов, а также свои предложения по организации работы музея и развитию научно-исследовательской деятельности. Однако предложения Форрера не нашли понимания.

После окончания войны Эмиль Форрер переживал непростые времена, поскольку он остался без работы и перспектив, и в августе 1945 года вместе с женой и сыном он покинул Берлин вместе с конвоем для вынужденных переселенцев, организованном швейцарским Красным Крестом. Прежде чем попасть в Швейцарию, ему пришлось пройти допрос у американских военных, во время которого он должен был объяснить, почему будучи гражданином Швейцарии он вплоть до окончания войны оставался в национал-социалистической Германии. Некоторое время семья провела в Цюрихе, где Эмиль Форррер без особого успеха пытался получить должность в местном университете.

В это время, изучая труды античного автора Феопомпа Хиосского, Форрер загорелся идеей, которая впоследствии преследовала его всю оставшуюся жизнь, и которую он сам называл «исследованием Мерописа». В своем третьем труде «Филиппики» Феопомп описывает диалог между мифическим царём Мидасом и пьяным силеном, во время которого Мидас узнаёт о том, что Европа, Азия и Африка являются частями древнего континента Мерописа. Форрер вдохновился этой идеей и впоследствии занялся поисками научных доказательств, которые могли бы подтвердить древнейшие контакты между Америкой и Европой.

В 1949 году, окончательно разочаровавшись, Эмиль Форрер принял решение оставить Европу и переехать на постоянное место жительства в Америку. Получив наследство после смерти отца, он вместе с женой отправился за океан, и первое время жил в Нью-Йорке. Затем они отправились в путешествие через Техас и Мексику с целью посетить Гондурас, Гватемалу и Сальвадор и заняться изучением центральноамериканских культур. Небольшая пауза была связана с его работой на философском факультете в университете Сан-Сальвадор и намерением поучаствовать в археологической экспедиции в долину Комаягуа. Однако фундаментальные изменения в университете помешали воплотить эти планы в полной мере. Жизнь в Сальвадоре оказалась непростой, поскольку семье, увеличившейся с рождением семерых детей, буквально приходилось бороться за выживание. В период с 1949 по 1966 годы Эмиль Форрер работал внештатным автором газеты «Diario del Hoy», занимаясь подготовкой научно-популярных статей.

Глобальные изменения произошли в судьбе учёного в 1967 году, когда благодаря своим знаниям древних языков Эмиль Форррер получил поручение от министерства иностранных дел Сальвадора. В это время правительство страны занялось изучением исторических документов, в которых можно было бы найти аргументы в пограничном споре между Сальвадором и Гондурасом. Эта работа вдохновила исследователя, вернула его к научной деятельности. За время пребывания в Сальвадоре он опубликовал несколько трудов, посвящённых, главным образом, исследованиям Мерописа и культурным контактам между Америкой и Европой в глубокой древности. Некоторые из них благодаря личным контактам попали в Европу и хранятся в Швейцарской национальной библиотеке. 19 января 1986 года Эмиль Форрер, этот выдающийся исследователь и весьма незаурядный человек, скончался в Сан-Сальвадоре в возрасте 91 года.

Основные труды:

  • Zur Chronologie der neuassyrischen Zeit, Leipzig 1916.
  • Die Provinzeinteilung des Assyrischen Reiches, Leipzig 1920.
  • Keilschrifttexte aus Boghazköi, 4. Heft, 1920.
  • Die Boghazköitexte in Umschrift. Leipzig, 1922-1926.
  • Ḫajasa-Azzi. Caucasica 9, 1931, 1–24.
  • Homerisch und Silenisch Amerika, San Salvador, 1975.