ГАВУР-КАЛЕСИ
10.04.2017

ГАВУР-КАЛЕСИ

Города древности

Гавур-Калеси — хеттское святилище, которое датируется предположительно XIII веком до н. э. Этот интересный во всех отношениях памятник находится в северной части центральной Анатолии, в 60 км к юго-западу от Анкары. Святилище расположено на вершине холма, где археологами были обнаружены остатки строений разных периодов. Название «Gavur kalesi» в переводе с турецкого означает «крепость неверных», а первоначальное наименование располагавшегося на этом месте поселения науке неизвестно.

Городище расположено на плато, поверхность которого в древности была искусственно выровнена. В результате этой планировки рельефа образовалась площадка длиной 37 м и шириной 35 м, южная сторона которой представляет собой 12-футовую отвесную стену. На этой территории и раскинулся архитектурный комплекс, защищённый от внешнего мира мощными каменными стенами.

Gavurkale2

Святилище представляло собой каменную постройку, внутри которой располагался зал. Его главным предназначением было, вероятнее всего, проведение религиозных обрядов, но существует версия о том, что зал мог служить и в качестве усыпальницы. По мнению ряда исследователей, Гавур-Калеси — это мавзолей с постоянным штатом служителей, подобный тем, что именуются в хеттских текстах «хекур».Так или иначе, комплекс святилища включает в себя сложенные из каменных блоков гробницы.

GavurkaleGrabkammer1

На южной стороне плато прямо в скале высечены трёхметровые фигуры двух богов в конических рогатых шапках перед лицом сидящей богини. Эти рельефы были известны ещё во времена Геродота, определявшего их как изображения египетского царя Сесостриса и нимфы Ниобы. Одна из версий гласит, что перед нами изображение божественной триады — отца, сына и матери. Поскольку какие-либо письменные свидетельства, характеризующие рельефные изображения Гавур-Калеси, отсутствуют, все попытки идентифицировать изображенные фигуры являются достаточно умозрительными. Однако стилистические особенности позволяют относить их к эпохе Хеттского царства. На основании сравнения со сценой с рельефа главного зала святилища в Язылыкая исследователи датируют святилище временем правления хеттского царя Хаттусили III (1273-1237 гг. до н. э.).

GavurkaleGötter1

Не исключено, что данная территория была населена и раньше. Кроме того, архитектурный комплекс мог включать в себя и другие здания — жилища для храмовых служителей, которые в начале I тыс. до н. э. могли быть разрушены фригийцами. Свидетельства присутствия фригийцев отражены в находках фрагментов фригийской керамики.

Французские исследователи Жорж Перро и Эдмон Гийом стали первыми европейцами, заинтересовавшимися древним святилищем и в 1861 г. описавшими две рельефные фигуры. Британский исследователь А. Г. Сейс в 1879 году отправился в экспедицию в Гавур-Калеси, по итогам которой выступил с докладом на заседании Общества библейской археологии, заявив о принадлежности этого и других анатолийских памятников к культуре хеттов. Затем изучением памятника в 1907-1908 гг. занимался американский востоковед Альберт Ольмстед. Первые археологические раскопки на территории святилища в 1930 году провели Ханс Хеннинг фон дер Остен и Эрих Фридрих Шмидт из Восточного института Чикаго. Они составили план памятника и предприняли первую попытку его реконструкции. Затем в 1970-х гг. Кай Кольмейер опубликовал подробное описание памятника, а в 1993-1998 гг. по заказу Университета Билькент в Гавур-Калеси проводились масштабные раскопки.