ИЕРИХОН
31.01.2017

ИЕРИХОН

Города древности

Иерихон (др.-евр. AxrEy> yərЊḥō или AxyrIy> yərīḥō) — город в 11 км северо-западу от Мертвого моря, сейчас находящийся на территории Палестинской автономии. Он лежит на 250 м ниже уровня моря и является самым низко расположенным городом мира.

Древнейшее поселение возникло еще в эпоху неолита, в конце IX тыс. до н. э. на холме Телль эс-Султан (в черте современного города). Телль эс-Султан имеет площадь 4 га и достигает высоты 24 м. Это наиболее крупный телль в иерихонском оазисе. Рядом с теллем с восточной стороны находится источник Айн эс-Султан, называемый также источником Елисея. Город просуществовал здесь (правда, с несколькими большими перерывами) до начала VI в. до н. э. В эллинистическое и римское время Иерихон находился в другом месте.

Иерихон в Ветхом Завете

Иерихон упоминается в Ветхом Завете более 50 раз. После исхода из Египта, блужданий по пустыне и завоевания царств Сихона и Ога, лежавших к востоку от Иордана, израильтяне останавливаются на побережье Иордана напротив Иерихона (Числ 22:1, 26:3,63, 31:12, 33:48,50, 35:1, Втор 32:49, 34:1).

Согласно книге Иисуса Навина (гл. 2–6), Иерихон был первым городом, захваченным израильтянами после того, как они переправились через Иордан и вошли в Ханаан. Сначала Иисус Навин отправил в Иерихон двух разведчиков. Проститутка Рахав спрятала их и не выдала людям иерихонского царя, а затем помогла им спуститься по веревке через окно, потому что «ее дом находился в городской стене». Затем израильтяне, подойдя к Иерихону, в течение семи дней обходили город по одному разу, трубили в трубы и кричали. На седьмой день от трубного звука и крика стены Иерихона рухнули, город был захвачен и сожжен, а его жители истреблены. Иисус Навин проклял человека, который заново отстроит Иерихон. Это проклятие сбылось, как утверждается в 3 Цар 16:34, во времена израильского царя Ахава (IX в. до н. э.): некто Хиэль из Бет-Эля отстроил Иерихон, но ценой жизни своих детей. Однако в 2 Цар 10:5 подразумевается, что в уже в эпоху Давида (ок. X в. до н. э.) Иерихон существовал: царь Давид отправляет послов, вернувшихся из Аммона с отрезанными бородами, пожить в Иерихоне, пока их бороды не отрастут вновь.

Согласно Нав 16:1,7 и 18:12, Иерихон находился у границы между территориями колен Ефрема и Вениамина. В Нав 18:21 Иерихон отнесен к числу городов Вениамина.

В 4 Цар 2:19–22 приводится легенда о том, как Елисей сделал пригодной для питья воду в иерихонском источнике. Иерихон упоминается в 2 Пар 28:15 в контексте событий, относящихся к царствованию Ахаза (VIII в. до н. э.). Во время осады Иерусалима вавилонянами (587 или 586 г. до н. э.) царь Седекия попытался бежать вместе с войском из города, но вавилоняне настигли его в пустыне близ Иерихона. Иерихонцы упоминаются в списках репатриантов, вернувшихся в Иудею в персидскую эпоху (Езд 2:34, Неем 3:2, 7:36).

История исследования

Уже в ранневизантийскую эпоху Телль эс-Султан привлекал путешественников и паломников. Первый известный нам исследователь древнего города — «бордоский пилигрим» (333 г. н. э.). Раскопки Телль эс-Султана начал в 1868 г. Ч. Уоррен, но он не обнаружил городские укрепления и был разочарован результатами. Первая научная экспедиция, работавшая в Иерихоне в 1907-1909 и 1911 гг., возглавлялась Э. Зеллином и К. Ватцингером. Им удалось, среди прочего, расчистить значительную часть стен раннего и позднего бронзового веков. В 1930-1936 гг. в Иерихоне работал Дж. Гарстанг. Главное его достижение в том, что ниже слоев бронзового века был открыт город эпохи неолита.


John Garstang's Excavations at Jericho.jpg

Раскопки Джона Гарстанга в Иерихоне


Работа археологов первой половины XX в. была затруднена тем, что были еще слабо разработаны типология и хронология палестинской керамики, техника раскопок, стратиграфия. Поэтому им было трудно датировать свои находки. Зеллин и Ватцингер первоначально отнесли укрепления среднего бронзового века к IX в. до н. э., а стены раннего бронзового века — к первой половине II тыс. до н. э. Правда, уже в 1926 г. Ватцингер смог дать правильную датировку. Однако и после этого Гарстанг настаивал на том, чтобы датировать поздним бронзовым веком, т. е. предполагаемым временем израильского завоевания, стены раннебронзового века. Более точные результаты получила благодаря применению новой техники раскопок К. М. Кеньон, работавшая в Иерихоне в 1952-1958 гг.


kenyon-kathleen-2.jpg

Кэтлин Кеньон на раскопках в Иерихоне


История поселения на Телль эс-Султане

Мезолит (ок. 9000–8700 гг. до н. э.)

К этой эпохе относятся самые ранние следы человеческого присутствия в Иерихоне. Обнаружены остатки сооружения, которое Кеньон интерпретировала как святилище. Предполагается, что им пользовались охотники, останавливаясь на стоянку у ручья. Здесь найдены каменные и костяные орудия и утварь, типологически близкие к нижненатуфийской культуре.

Протонеолит (ок. 8700–8500 гг. до н. э.)

Культура этого периода, переходного от натуфийской культуры к неолитической, получила название султанийской (по названию места: Телль эс-Султан). На одном из раскопанных участков протонеолитический слой достигает 4 м толщины. Здесь обнаружены глиняные основания хижин. Судя по толщине слоя, обитатели этих жилищ если и не перешли к оседлому образу жизни, то, по крайней мере, регулярно возвращались в Иерихон.

Докерамический неолит А и Б (ок. 8500–5200 гг. до н. э.)

Материальная культура докерамического неолита А в Иерихоне (ок. 8500–7000 гг. до н. э.) — преемница местной натуфийской культуры. Каменные орудия этого периода настолько близки к протонеолитическим, что их тоже относят к султанийскому типу. Однако в период докерамического неолита А люди здесь впервые создают постоянное поселение. На смену хижинам приходят круглые дома из сырцового кирпича со сводчатой крышей, обычно не разделенные на комнаты. Площадь поселения — ок. 4 га; население составляло ок. 2 тыс. жителей. По-видимому, жители занимались земледелием и прибегали к искусственному орошению земель: в противном случае трудно представить себе, каким образом могло прокормить себя такое крупное поселение. Почти с самого начала своего существования поселение было обнесено высокой каменной стеной, которая на западной стороне сохранилась до высоты 5,75 м. В западной части стены найдена башня, у основания имеющая 8,5 м в диаметре и сохранившаяся до высоты 7,75 м. В центре башни была лестница.


Tower_of_Jericho.jpg

Иерихонская башня (фото: Reinhard Dietrich)


Поселение докерамического неолита А прекратило свое существование внезапно: возможно, оно подверглось нападению врагов или брошено в силу природных причин (таких, как эпидемия или пересыхание источника).

В отличие от культуры докерамического неолита А, развившейся на базе местной культуры предшествующей эпохи, культура докерамического неолита Б (ок. 7000–5200 гг. до н. э.) была принесена в Иерихон извне. Родственные ей поселения обнаружены в Палестине (например, Вади Бейда); более отдаленную параллель дает поселение Чатал Хёюк в Малой Азии. Для докерамического неолита Б характерны прямоугольные дома с плоской крышей, состоящие из внутреннего дворика с очагом и ряда комнат, идущих вокруг двора по периметру. Укреплений первоначально не было, но затем появились каменные стены (обнаружены только на западной стороне холма). Каменные орудия резко отличаются от натуфийских. В Иерихоне обнаружено десять человеческих черепов с восстановленными при помощи различных материалов глазами, ушами и носом; а также глиняные головы статуй, изображавших человека в натуральную величину. Предполагают, что эти черепа и статуи были связаны с культом предков; подобные предметы находят в других поселениях на территории Сирии, Иордании и Израиля.


jericho_624.jpg

Инкрустированный череп из Иерихона из коллекции Британского музея

Мертвых в период докерамического неолита (А и Б) хоронили, как правило, под полом жилого дома. Как и поселение докерамического неолита А, поселение докерамического неолита Б по неизвестным причинам прекратило свое существование внезапно.

Керамический неолит (ок. 5200–4000 гг. до н. э.)

В этот период в Иерихоне впервые появляется керамика. По типу керамики период делится на две фазы, А и Б. Жилища фазы А представляли собой землянки, вырытые на развалинах города предшествующей эпохи. Во время фазы Б жители переходят к строительству круглых и прямоугольных домов с каменным фундаментом и стенами из сырцового кирпича.


Jerycho8


После периода керамического неолита Телль эс-Султан был заброшен в течение нескольких веков.

Ранний бронзовый век I–III (ок. 3300–2300 гг. до н. э.)

В конце IV тыс. до н. э. появляется поселение раннебронзового века. Опираясь на типологию керамики, Кеньон предполагает, что Телль эс-Султан был заселен двумя различными по своей материальной культуре группами: сначала пришла группа А, а вслед за ней пришла и смешалась с ней группа В. В этот период впервые зафиксировано погребение мертвых в гробницах, выдолбленных в скалах, причем каждая гробница использовалась многократно (от 20 до 100 раз). Этот способ погребения был общепринятым вплоть до римского времени. До раннебронзового века он не встречается: в эпоху докерамического неолита мертвых погребали под полом домов, а погребения эпохи керамического неолита не обнаружены.

Город раннебронзового века был обнесен стенами из сырцового кирпича. Эти стены, периодически разрушавшиеся во время войн, землетрясений или просто ветшавшие от времени, многократно восстанавливались (обнаружено до семнадцати фаз их существования). Около 2300 г. до н. э. город был уничтожен, есть следы пожара.

Ранний бронзовый век IV (ок. 2300–1950 гг. до н. э.)

Этот период обозначают также как среднебронзовый век I, а К. Кеньон препочитает называть его промежуточным между ранне- и среднебронзовым веками. Люди, заселившие Телль эс-Султан в это время, принесли с собой новый тип керамики, имеющий северосирийские параллели. Кроме того, они принесли новые погребальные обычаи. В отличие от предыдущей и следующей эпох, многократное использование гробниц не было принято: каждая использовалась только для одного умершего. При этом погребения отличаются друг от друга (Кеньон выделяет семь типов) по величине и форме гробницы, положению и состоянию тела и характеру предметов, положенных рядом с ним. Согласно Кеньон, эти различия говорят о присутствии нескольких отдельных племенных групп; Кеньон предполагает их связь с амореями Сирии. Вероятно, первоначально эти племена не строили домов и жили в шатрах. Впоследствии появляются дома, хаотично разбросанные по склонам холма и рядом с ним. Нет никаких следов городских укреплений.

Средний бронзовый век (ок. 1800–1550 гг. до н. э.)

Керамика, характерная для начальной фазы среднебронзового века (ок. 1950–1800 гг. до н. э.), на Телль эс-Султане отсутствует: по-видимому, в это время он пустовал. Поселение появилось, как считает К. Кеньон, к концу XIX в. до н. э. Застройка вновь становится регулярной, как в раннебронзовом веке. Обнаружен целый квартал, состоявший из двухэтажных домов: первый этаж был занят лавками, а на втором находились жилые комнаты.

Город первоначально был обнесен кирпичной стеной, от которой сохранилась совсем небольшая часть. Затем, уже ближе к концу среднебронзового века, был сооружен высокий вал, поддерживаемый снизу вспомогательной стеной. Склон вала был покрыт известью; по гребню вала проходила стена.

В период среднебронзового века вновь стали практиковать многократные погребения в одной и той же гробнице. Каждый раз, погребая мертвого, вместе с ним клали в гробницу еду и предметы личного обихода (гребни, алебастровые сосуды, деревянные шкатулки), а останки погребенных ранее и положенные с ними дары сваливали в глубине гробницы. Почти во всех гробницах находился длинный узкий стол, на который ставили пищу. Мертвые обычно лежали на тростниковых подстилках, и только в гробницах знатных людей были обнаружены ложа и кресла. Чаще всего их хоронили одетыми. Среди немногочисленных украшений нередко встречаются скарабеи.

В середине XVI в. до н. э. город был сожжен; среди возможных причин предполагали землетрясение или вражеское нашествие.

Поздний бронзовый век (ок. 1400–1325 гг. до н. э.)

С середины XVI в. до н. э. и примерно до конца XV в. до н. э. Телль эс-Султан был заброшен. Керамики позднебронзового века в Иерихоне обнаружено очень мало (в основном это находки в трех гробницах), причем датируется она практически исключительно XIV в. до н. э. К позднебронзовому веку относятся также остатки трех строений на Телль эс-Султане. Никаких следов укреплений этого периода археологи не обнаружили. Даже с учетом эрозии, видимо, уничтожившей значительную часть архитектурных сооружений позднебронзового века, скудость находок (прежде всего, керамики) свидетельствует о том, что Иерихон в эту эпоху был маленьким и бедным поселением, существовавшим сравнительно недолго. Кеньон предполагает, что оно появилось в самом начале XIV в. до н. э. и исчезло во второй его половине.

Железный век (ок. 1200–587 гг. до н. э.)

Сооружений XIII–VIII вв. до н. э. не обнаружено, но есть небольшое количество керамики и пара гробниц, которые датируются ок. XI— начала IX вв. до н. э.

Существование Иерихона в VII — начале VI вв. до н. э. хорошо засвидетельствовано находками на восточном склоне Телль эс-Султана и в гробницах. Ручка кувшина с оттиском печати, изображающей крылатый солнечный диск (царский символ в Иудее), указывает на то, что в этот период город находился под властью Иудейского царства.

Сопоставление археологических данных с библейскими источниками

Сопоставление археологических данных с библейским повествованием ставит перед исследователями ряд вопросов. Прежде всего, имеет ли какую-то историческую основу рассказ о завоевании Иерихона и чудесном разрушении его стен? Появление израильтян в Палестине принято относить к концу позднебронзового — началу железного века (конец XIII — XII вв. до н. э.). В конце XIII в. до н. э. Израиль впервые упоминается в надписи фараона Мернептаха. С XII в. до н. э. археологами фиксируются израильские поселения на нагорье Ханаана. Поэтому, если считать завоевание Иерихона эпизодом реальной истории израильского завоевания Палестины, то логично относить его к концу XIII — XII вв. до н. э. Но как раз в этот период Телль эс-Султан не был заселен. Поселение позднебронзового века прекратило свое существование значительно раньше. Кроме того, никаких следов стен, которые играют важную роль в библейском рассказе, от позднебронзового Иерихона не сохранилось. Правда, теоретически не исключено, что стены полностью уничтожила эрозия. Однако это маловероятно: как уже говорилось, поселение в эту эпоху было маленьким и существовало недолго. К тому же подавляющее большинство поселений Ханаана позднебронзового века не имели стен. Таким образом, город среднебронзового века, разрушенный ок. 1550 г. до н. э. был, судя по всему, последним укрепленным поселением на Телль эс-Султане. Необходимо также учесть, что представление о вооруженном вторжении израильтян в Ханаан, восходящее к книге Иисуса Навина и до недавнего времени разделявшееся многими историками и археологами, сейчас в основном утратило свой авторитет в научном мире. Еще в начале XX в. была выдвинута альтернативная модель постепенной инфильтрации израильтян с юга и востока, а во второй половине XX в. были предложены другие модели возникновения израильского этноса (можно упомянуть две из них: переход кочевых скотоводов самой Палестины к оседлому образу жизни и заселение пустующих земель нагорья выходцами из ханаанейских государств равнины). Несмотря на различие между этими моделями, практически все ведущие археологи сходятся в том, что процесс заселения страны израильтянами был скорее мирным и, как правило, не сопровождался уничтожением ханаанейских городов. В таком случае военные эпизоды книги Иисуса Навина следует считать не столько прямым отражением реальной истории, сколько реконструкцией истории библейским автором, писавшим много веков спустя. В частности, что касается Иерихона, автору было известно, что на этом месте некогда существовал город, обнесенный мощными стенами и что впоследствии город долгое время был заброшен. Этот факт был интерпретирован автором (или преданием, которое он использовал) так: город был разрушен предками израильтян.

Не все ясно с датой восстановления Иерихона: в 1 Цар 16:34 это событие отнесено к эпохе Ахава (IX в. до н. э.), археологические же находки показывают, что город по-настоящему восстанавливается лишь в VII в. до н. э. Значит ли это, что упоминаемый в 3 Цар 16:34 Хиэль из Бет-Эля, отстроивший Иерихон, жил на самом деле не при Ахаве, а на два века позже? Или с деятельностью Хиэля нужно связать те крайне слабые следы человеческого присутствия в Иерихоне, которые можно датировать началом IX вв. до н. э.? Проблематично также упоминание Иерихона в 2 Цар 10:5: существование Иерихона во времена царя Давида противоречит не только археологическим данным, но и тексту 3 Цар 16:34.