ИОГАНН ВИНКЕЛЬМАН (1717-1768)
15.12.2017

ИОГАНН ВИНКЕЛЬМАН (1717-1768)

Этюды об ученых

Иоганн Иоахим Винкельман (Johann Joachim Winckelmann, 1717-1768) — один из основателей классической археологии и искусствоведения, исследователь истории искусств, археолог, коллекционер древностей и просветитель.

Иоганн Винкельман родился 9 декабря 1717 года в небольшом городе Штендаль, расположенном в федеральной земле Саксония-Анхальт. Его отец был сапожником, и его заработка хватало лишь на обеспечение самых основных потребностей семьи. Поэтому юный Иоганн был лишён возможностей, которыми могли воспользоваться его более состоятельные сверстники, но это не помешало талантливому юноше окончить гимназию в Берлине, а затем благодаря получению стипендии в 1737 году он смог посещать университетские занятия в Галле. В начале своего творческого пути он сильно увлекался изучением теологии и древней словесности.

На протяжении нескольких лет параллельно с обучением в университете Иоганн Винкельман работал домашним учителем, чтобы заработать на жизнь. В 1741 году он переезжает в Йену, где в местном университете изучает медицину. Продолжается и его педагогическая деятельность — начиная с 1743 г. и в течение последующих пяти лет, Иоганн Винкельман начинает работать в училище, расположенном в городке Зеегаузен в предместьях Берлина. Сфера его интересов обширна, он преподаёт иностранные языки (греческий, латынь и древнееврейский), а также логику и геометрию. Несмотря на старания привить ученикам любовь к античной культуре, в гимназии Винкельман не пользовался популярностью и уважением.


Johann_Joachim_Winckelmann_(Raphael_Mengs_after_1755).jpg


В 1748 г. Винкельман поступил на службу к графу Бюнау, поместье которого располагалось в местечке Нёттниц неподалёку от Дрездена. В замке графа Бюнау располагалась одна из лучших европейских библиотек, и на протяжении нескольких лет он работал здесь библиотекарем. Близкое расположение поместья по отношению к Дрездену с его великолепными сокровищницами мирового искусства позволяло будущему выдающемуся исследователю часто посещать музеи и любоваться лучшими творениями итальянских живописцев. Именно тогда в нём зародилась страсть к классической древности и пренебрежительное отношение к широко распространённому в те годы в немецкой архитектуре и скульптуре стилю рококо.

Вскоре Иоганн Винкельман понимает, что для полноценного изучения итальянского искусства недостаточно того материала, который можно найти в Дрездене, и по-настоящему изучать древнее искусство можно только находясь в Италии. Всё больше в нём крепнет стремление попасть в Рим и исследовать его великолепные памятники, и это побуждает его начать переговоры папским нунцием Аркинто, представлявшем Ватикан при саксонском дворе. Тот охотно согласился помочь Винкельману и помог организовать ему стажировку в Дрездене в течение года, кроме того, выразил твёрдое намерение переманить талантливого исследователя в Рим и помочь ему получить должность при библиотеке кардинала Пассионеи. Единственным принципиальным условием был переход в католическую веру, и это условие Винкельман принял без раздумий, в 1754 г. решив сменить Лютеранскую церковь на Римско-католическую. Но осуществление мечты стало возможным только спустя год, и после получения небольшой пенсии после аудиенции у короля Саксонии в начале осени 1755 г. Иоганн Винкельман смог покинуть родную страну.


Johann_Joachim_Winckelmann_(Anton_von_Maron_1768).jpg


В Риме он поселился в великолепном месте, в окружении прекрасных памятников — на Монте Пинчио, где ему представилась возможность изучать шедевры искусства, общаться с художниками. Особенно близко он сдружился с живописцем Рафаэлем Менгсом, который придерживался тех же взглядов на классическое искусство, что и Винкельман. Вскоре судьба свела его с кардиналом Альбани, который был увлечён коллекционированием и слыл большим поклонником археологии и любителем древностей. Он пригласил Иоганна Винкельмана поселиться на своей роскошной вилле. Здесь, в окружении шедевров античного искусства, Винкельман начал обдумывать план крупного научного труда, посвящённого искусству древности. Тогда же, в 1755 г., увидела свет его статья, посвящённая подражанию греческим творениям в скульптуре и живописи. В этой работе характеризует образцы греческого искусства словами «благородная простота» и «спокойное величие».


756477.jpg


Несмотря на то, что центральное место в исследованиях Иоганна Винкельмана занимали римские древности, в период с 1758 по 1767 годы он совершил несколько поездок в южную Италию, где посещал музеи Неаполя, а также обнаруженные археологами руины Помпей и Геркуланума. К этому времени он познакомился ещё с одним крупным коллекционером — бароном фон Стошем, который также увлекался древностями. Материалы коллекции фон Стоша легли в основу первой крупной публикации Винкельмана — каталога, вышедшего из печати в 1760 и посвящённого геммам. В следующие два года он работал над двумя томами по греческой архитектуре, в основу одного из которых легли материалы анализа храмов Пестума, а во втором рассматривались особенности архитектуры храмов в древнем городе Агригенте. В 1764 выходит в свет исследование, посвящённое раскопкам в Помпеях и Геркулануме. Во всех работах Иоганн Винкельман опирался на выявление отличий между творениями античных мастеров и итальянских творцов эпохи Возрождения.


Anton_Raphael_Mengs_-_Portrait_of_Johann_Joachim_Winckelmann_-_WGA15042.jpg


Главный научный труд в творческой биографии Иоганна Винкельмана, посвящённый истории искусства древности, был опубликован в 1763 году, хотя работу над ним он завершил ещё за несколько лет до этого. В 1766 г. книгу опубликовали во Франции, а в 1767 г. Винкельман подготовил дополнение в виде «Заметок по истории древнего искусства». Впоследствии в 1776 г. Венская Академия наук выпустила полный вариант этой работы. В своём монументальном труде Иоганн Винкельман предпринял попытку искусствоведческого анализа, фактически заложив основы методики, стараясь рассматривать не конкретных мастеров, а искусство в целом на разных этапах его развития — от расцвета до упадка. Данная книга является первым образцом научной истории искусства, и по сей день не теряет своей актуальности.


неуоен.jpg


Помимо искусства древней Греции и Рима в своей исследовательской работе Иоганн Винкельман старался не обходить вниманием и памятники, созданные другими народами. В списке его научных трудов важное место занимает двухтомное издание 1767 года, посвящённое неопубликованным памятникам древности и основанное на материалах коллекции кардинала Альбани. Собственно, связи с Ватиканом Винкельман не утратил, и в 1763 г. он получил пост антиквария и президента древностей, который занимал до 1765 года. Затем, получив приглашение на высокую должность в библиотеке в Берлине, он сперва отклонил его, но после некоторых раздумий всё же отправился в Германию. По пути он снова изменил своё решение и приехал в Вену, где весьма тёплый приём ему оказала императрица Мария Терезия. Спустя некоторое время Иоганн Винкельман прибыл в Триест, где разыгралась главная трагедия его жизни — он погиб от ножа преступника Арканджели. Впоследствии убийца был казнён колесованием, но суровый приговор суда, к сожалению, не мог вернуть миру выдающегося исследователя.

Основные труды:

  • Gedanken über die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst (1753)

  • Sendschreiben über die Gedanken von der Nachahmung

  • Anmerkungen über die Baukunst der Alten (1761)

  • Abhandlungen von der Empfindung der Schönen (1763)

  • Versuch einer Allegorie (1766)

Monumenti antichi inediti (1767, 1768, 1821)