ИСАПА
03.08.2020
ИСАПА
Города древности

Исапа (Izapa) — обширный археологический памятник, расположенный в мексиканском штате Чьяпас, в муниципалитете Тукстла Чико. Город находится в непосредственной близости от вулкана Такана, возвышающегося на границе Мексики с Гватемалой.


рис1а.jpg


В конце доклассического периода Исапа была населена группами спорной этнической принадлежности, скорее всего, это были миха-соке, хотя, возможно, имело место смешение с майянскими народами.

Вполне возможно, что название Исапа является деформацией слова на языке науатль — «ацакуа» (место водохранилища). Всего в 4 км от Исапы, по границе с Гватемалой, протекает река Сучьяте.

Более 60 лет назад памятник был обнаружен Хосе Коффином и активно исследовался в период с 1961 по 1965 г. Однако позже Исапа оказалась фактически заброшена.

Город-государство просуществовал с 1500 г. до н. э. до 1200 г. н. э. (в одно время с такими ольмекскими городами, как Сан Лорензо (Веракрус) и Ла Вента (Табаско)). В период своего расцвета (с середины VII в. до н. э. по X в. н. э., т. Е. (с среднего и позднего Формативного периода до  Позднеклассического периода) Исапа была одним из важнейших экономических центров Мезоамерики. Точное время упадка города не известно, т. к. материалов для проведения радиоуглеродного анализа не достаточно, но предполагается, что это произошло в конце XII — начале XIII вв.

Исапа была построена на цепи холмов с вулканическими плодородными почвами. Природные условия были крайне подходящими для развития продуктивного сельского хозяйства. Климат на юге штата Чьяпас тёплый и очень влажный, поэтому район вокруг Исапы стал одним из крупнейших центров производства какао, которое пользовалось популярностью среди мезоамериканцев.

Строгая городская планировка состояла из 13 больших площадей, крестообразно расположенных между насыпями. Ориентировка площадей была подчинена идеям сакральной географии региона, главной доминантой которого был внушительный вулкан Такана. Как и многие другие мезоамериканские города, Исапа ориентирована по оси, слегка отклоненной от географического севера. Она находится на одной линии с вулканом Такана, и по всей вероятности, астрономические ориентиры города совпадают с направлением движения солнца при закате в период зимнего солнцестояния в северном полушарии.


рис1б-1.jpg


Самой первой постройкой в Исапе стала платформа, ориентированная на вершины двух самых высоких точек в Центральной Америке — Такана и Тахумулько. В течение 260 дней, начиная с зенита 13 августа во время зимнего солнцестояния (13 августа — день, когда, по календарю майя, был создан мир в 3114 г. до н. э.) и до зенита 30 апреля, на платформе можно было наблюдать движения небесных тел. Космическим знаком рождения мира считалась планета Венера, которая, если смотреть из этой точки, появляется из кратера вулкана Тахумулько во время зимнего солнцестояния. Это событие, в частности, запечатлено на стеле 50. Таким же образом, в день летнего солнцестояния из вулкана Тахумулько выходит солнце, что отражено на стеле 9.


рис3.jpg

Стела 50 (фото: Sergio Antonio Ortiz Suarez / Museo Nacional de Antropología)


С середины IV по середину I вв. до н. э. Исапа представляла состояла из 7 последовательно расположенных площадей, ограниченных основаниями пирамид и больших платформ (Группы A-E, G-H), выполнявших административно-ритуальные функции. Крупнейшая структура — платформа № 30 — имела площадь 28 тысяч кв. м. На ней, в свою очередь, располагались 9 сооружений, среди которых выделяется пирамида высотой 17 м (структура № 30-А).

Для большинства площадей характерно наличие каменных конструкций, состоящих, главным образом, из ансамбля стела + алтарь; некоторые из них были украшены барельефом с мифическими сценами. Многие из стел изображают персонажей, которые фигурируют в легендах о Пополе Вухе (Popol Vuh), рассказывающих о древних традициях горных майя. Их богатая иконография, отличающаяся от характерных для других культур, определила так называемый «Исапский» стиль. Выработавшийся за 700 лет (с 600 г. до н. э. до 100 г. н. э.), он был распространен на побережье Чьяпаса и Гватемалы. Однако, несмотря на его своеобразие, прослеживаются некоторые параллели в других археологических зонах прибрежной равнины Чьяпас и Гватемалы. Для «Исапского» стиля характерны стелы, вырезанные в низком рельефе, которые представляют аллегорические ритуальные сцены с божествами, персонажами и описаниями устного повествования, разделенные по вертикали на три плоскости: небесную, земную и подземную; позднее такое представление об устройстве мира распространяется по всему полуострову Юкатан.

Вокруг площадей, по всей вероятности, находились жилые постройки, которые сейчас представляют из себя невысокие холмики, рассеянные на площади более 200 га.

Ближе к Раннему классическому периоду (250-600 гг. н. э.) в застройке Исапы произошли значительные изменения: большая часть площадей была заброшены. В это же время исчезают и резные памятники в характерном для данной зоны стиле. Вероятно, это было вызвано изменениями в социальной и политической организации города-государства. Центр переместился на север, на более возвышенную над рекой Исапа территорию (группа F), где был построен масштабный архитектурный комплекс, слабо напоминающий структуры Предклассического периода. Несмотря на это, архитектурные постройки более ранних периодов продолжали использоваться для отправления культа: при их исследовании были обнаружены остатки подношений, относящиеся к Классическому периоду. Также среди построек Предклассического периода были найдены погребальные урны.

На всем протяжении существования Исапа являлась важным пунктом на путях торговли на дальние расстояния, что отражается в присутствии здесь керамики из Гватемалы и Эль Сальвадора и артефактов из обсидиана из Центрального мексиканского Альтиплано (Теотиуакан). Экономическая важность поселения сохранялась и в Поздний классический период (600-900 гг. н. э.), когда Исапа принимала участие в производстве серой керамики, являвшейся ценным товаром на широкой территории. 


IMG_20200319_134230.jpg


Со временем керамика Классического периода трансформировалась в плане морфологии и украшения. Так, в начале Классического периода сосуды украшались очень просто: выемками или резными линиями, образующими в ряде случаев зооморфные мотивы. Позже, во время так называемой фазы Лорос (V-VI вв. н. э.), в керамике прослеживается теотиуаканское влияние, выразившееся в производстве цилиндрических трёхногих сосудов, с острыми основаниями и расписным орнаментом. Для керамики Позднего классического периода, характерного серого металлического цвета, типичны сосуды с изображением таких божеств, как Тлалок, а также разнообразных животных и птиц: собак, индеек, оленей и др.
История Исапы заканчивается в Ранний Постклассический период (XII в. н. э.), когда прервалось историческое развитие 3000-летнего города.
Культура михе-соке, распространённая на территории Исапы, поддерживала непрерывную связь с ольмеками. Черты домайянской культуры впоследствии присутствуют на всём классическом районе майя. Наличие мешикских анклавов, собиравших налоги в районе побережья Чьяпаса, проявляется в названиях городов на языке науатль.

Памятники Исапы помогают понять характер перехода от цивилизации ольмеков к цивилизации майя. Особого внимания заслуживают элементы космологии этих мезоамериканских народов, отражённые как в планировке города в целом, так и в отдельных его памятниках.