КАЛИБАНГАН
Калибанган (Kalibangan) — древний город, расположенный на берегу сезонной реки Гхаггар-Хакра в северном Раджастхане (Индия). Ряд исследователей отождествляет её с древней рекой Сарасвати, русло которой пересохло, а прибрежные территории стали непригодны для жизни.
Калибанган был открыт в 1951 г. индийским археологом Амаланандой Гхошем. В 1960-1969 гг. были проведены полномасштабные раскопки, которые возглавляли индийские археологи Брадж Баси Лал и Бал Кришен Тхапар. Подробный отчёт об исследованиях Калибангана Археологическое управление Индии опубликовало лишь в 2003 г. Анализ полученных археологами материалов показал, что Калибанган являлся одним из древнейших и крупнейших городов Индской цивилизации, с развитым сельским хозяйством и ремесленным производством.
План Калибангана в хараппскую эпоху
Одним из первых исследователей, заинтересовавшихся Калибанганом, стал итальянский индолог Луиджи Пио Тесситори, внимание которого привлекли древние индийские тексты и обнаруженные в Раджастхане руины. Он предположил, что эти руины могут датироваться древнейшим периодом и относиться к той же культуре, что и раскапываемая в то время сэром Джоном Маршаллом Хараппа. Однако ему не было суждено дожить до момента, когда наука официально признала факт существования Хараппской цивилизации. Активный поиск памятников хараппской эпохи начался после того, как Индия обрела независимость. Часть территории, занятой в прошлом древней цивилизацией, отошла к Пакистану, и индийские археологи начали искать следы Хараппской культуры на территории Индии. Амалананда Гхош, возглавлявший Археологическое управление Индии, в 1951 г. приступил к раскопкам Калибангана, признав этот памятник связанным с Индской цивилизацией и фактически подтвердив предположение Луиджи Тесситори.
Поселение в Калибангане датируется серединой III — концом II тыс. до н. э. Археологические раскопки показали наличие нескольких разновременных слоёв, которые подразделяются на два периода, разделённые 100-летним перерывом. Первый период получил условное название Калибанган I. Он относится к дохараппской эпохе и включает в себя 5 строительных этапов фаз. Второй период (Калибанган II) относится к так называемой «классической» хараппской эпохе и состоит из 9 фаз.
На раннем, дохараппском, этапе своего существования Калибанган занимал площадь в 4,5 га. Город имел форму четырёхугольника, близкого к параллелограмму. Вход в него располагался со стороны реки — с северо-запада. Город окружала мощная защитная стена, сложенная из сырцового кирпича, толщина которой достигала местами 4 м. Формат кирпича не соответствовал стандарту, типичному для хараппской эпохи, — стороны соотносились в пропорции 3:2:1 (для Хараппской цивилизации характерно соотношение сторон 4:2:1). Зафиксированы следы перестройки стены. Кирпич-сырец, использованный при её строительстве, также применялся при строительстве домов. Обожжённый кирпич служил для сооружения канализации. Примечательно, что во второй период (Калибанган II) канализация отсутствовала.
Постройки дохараппской эпохи
Раскопками была вскрыта улица, проходившая в направлении с севера на юг, и несколько домов, состоявших из помещений вокруг двора с конусообразными печами по типу тандыра. Также были изучены ямы цилиндрической формы, служившие хранилищами.
Конусообразные печи
Важным открытием стали следы перекрёстной пахоты, обнаруженные археологами в Калибангане. Это свидетельство высокоразвитого земледелия, которое играло немаловажную роль в жизни обитателей Калибангана наряду с другими занятиями.
Обнаруженная керамика весьма разнообразна и включает в себя несколько типов (группы А — F). Найдены сосуды, изготовленные на гончарном круге (за исключением преобладающей группы А) и расписанные чёрной и белой краской по ангобу. У сосудов группы В ангоб делали гребнем, либо шероховатым панцирем черепахи. Керамика группы Е отличалась тёмно-жёлтой поверхностью, а группы F — серой. Декор сосудов, чашек, мисок представлен многолучевой лепестковой розеткой, зооморфными изображениями, орнаментом из лент, арок, треугольников и других фигур. В группах С и D встречаются формы и мотивы, характерные для культур Амри и Кот-Диджи, которые относятся к дохараппскому периоду. Местами встречаются отдельные хараппские иероглифы.
Дохараппская расписная керамика
Среди прочих находок — костяные наконечники стрел, бусы и браслеты, изготовленные из раковин, лезвия из агата и халцедона, терракотовая фигурка быка. Жители Калибангана были хорошо знакомы с медью — украшения и инструменты, сделанные из этого металла, также обнаружены в ходе раскопок. Находка игрушечной телеги позволила предположить, что этот вид транспорта использовался в Калибангане в дохараппскую эпоху.
В слоях XXVI в. до н. э. (5 фаза Калибангана I) были зафиксированы следы мощного землетрясения. Судя по всему, разрушения оказались настолько сильными, что город прекратил своё существование и был погребён под песками на столетие.
Площадь города на следующем этапе развития (Калибанган II) увеличилась в несколько раз и охватывала уже 25 га. Город был укреплён стеной, толщина которой достигала 7 м, а также имел цитадель, состоявшую из двух частей. По периметру стены возвышалось несколько башен. В южной части цитадели располагались 6 прямоугольных платформ, сложенных из кирпича, на одной из которых были обнаружены так называемые «алтари огня». Они представляли собой 7 прямоугольных углублений, обмазанных глиной. В центре каждого углубления возвышался глиняный столбик, а заполнение составляли угли, зола, глиняные «хлебцы». Помимо алтарей, на этой же платформе располагался бассейн. На другой платформе был обнаружен сложенный из кирпичей ларь, заполненный костями быка, рогами оленя, здесь же были найдены несколько терракотовых оттисков печатей и табличка с изображением антропоморфного существа с рогами и человека, ведущего на поводу животное. С восточной стороны к цитадели примыкал Нижний город.
"Алтари огня"
Обнаруженные в Калибангане алтари схожи с теми, что были открыты при раскопках Лотхала, и, по мнению индийского археолога С. Р. Рао, являются свидетельством существования некоего общего культа. Подобные алтари с углём в заполнении также были найдены при раскопках зданий на территории Нижнего города. В некоторых из них присутствовали кости животных, что может служить подтверждением гипотезы о совершении ритуальных действий.
Нижний город имел форму параллелограмма и также был укреплён, а сеть широких улиц и узких проулков разделяла его на кварталы. Дороги имели мощение, а вдоль улиц тянулись канавы для отвода сточных вод из домов.
Улица хараппского периода
Жилища в Калибангане возводились по тем же принципам, что и в других городах хараппской эпохи. Все здания были ориентированы на улицы и имели внутренние дворы, по периметру которых располагались 6-7 комнат. В ходе раскопок одного из зданий были обнаружены следы лестницы, по которой можно было подняться на крышу. Стены домов и общественных зданий возводились из сырцового кирпича размерами 30×15×7,5см, формат которого соответствовал хараппскому стандарту (соотношение сторон 4:2:1). В строительстве также использовался обожжённый кирпич, который предназначался для сооружения колодцев, водостоков, платформ, дверных проёмов и алтарей.
Улица хараппского периода
В слоях хараппского периода обнаружены многочисленные керамические сосуды, некоторые из них имеют большое сходство с посудой культуры Хакра. По функциональному назначению можно выделить горшки и другую посуду для домашнего обихода, сосуды для ритуальных целей, а также погребальный инвентарь. Примечательно, что на некоторых сосудах обнаружены надписи, значение которых пока остаётся неизвестным.
Достаточно широко представлены изделия из терракоты, среди них — фигурки животных и многочисленные браслеты. Найдено и множество печатей, одна из которых особенно выделяется на фоне остальных — на ней изображены две человеческие фигуры в воинственных позах.
Хараппские печати
Судить о погребальной обрядности можно по материалам раскопок на территории, расположенной примерно в 300 м юго-западнее цитадели. Часть захоронений была совершена в ямах овальной или прямоугольной формы, в которые помещали погребённых вместе с инвентарём, представленным глиняной посудой и другими предметами. В одной из могил было найдено медное зеркало, в другой — золотая и сердоликовая бусины. Анализ костных останков позволил получить ценные сведения для изучения палеопатологий. Другие погребения представляли собой урны, помещённые в округлые ямы. Также были обнаружены так называемые «символические могилы» — ямы, в заполнении которых присутствовал только погребальный инвентарь.
Калибанган просуществовал приблизительно до XIX в. до н. э., а затем был оставлен жителями. Одной из главных причин запустения города исследователи считают пересыхание русла реки, вследствие чего земли стали непригодны для ведения хозяйства.