КАРФАГЕН
29.12.2016

КАРФАГЕН

Города древности

Карфаген (Carthage, финик. Картхадашт, греч. Кархедон, лат. Carthago) — древний город на северном побережье Африки, в Тунисе.

Карфаген (букв. «Новый город» — типичное название для финикийских колоний, например, на Кипре) был основан выходцами из Тира примерно в конце IX в. до н. э. Римляне, вслед за греками называли карфагенян пунийцами, т. е. финикийцами.

Источники

Согласно античной традиции, основательницей города считалась тирская царевна Элисса (Дидона), вместе с большой группой оппозиционеров покинувшая родину из-за распрей со своим братом, царем Пигмалионом. Об этом повествуют, в частности, Аппиан, Вергилий, Юстин.

Сицилийский историк III в. до н. э. Тимей датирует основание города 814/13 г. до н. э., за 38 лет до первой Олимпиады. Ту же дату веком позже называет Менандр Эфесский, имевший доступ к финикийским источникам. Цицерон и другие римские авторы следуют той же традиции. Эта датировка подтверждается археологическими данными, а гипотезу о том, что город был основан еще до Троянской войны, следует отвергнуть.

Пунийская литература не сохранилась, а римские и греческие авторы весьма тенденциозны по отношению к карфагенянам, изображая их беспринципными корыстолюбцами, равнодушными к искусству. Такая предвзятость имеет и политический (карфагеняне несколько веков соперничали и воевали и с греками, и с римлянами), и культурологический (презрение к варварам) подтекст.

В распоряжении ученых в настоящее время имеется значительное количество пунийских надписей: около 6000 обнаружено в Карфагене, а еще примерно 1000 — в других городах Северной Африки и западного Средиземноморья. Большая часть из них — стандартные формулы, например, вотивные или погребальные надписи, документы, связанные с религиозным культом. В них содержится около 5000 личных имен, а также названия должностей, родов занятий, профессий. Однако эти источники содержат мало исторической информации, а анализ более развернутых эпиграфических памятников не дает однозначных результатов в связи с трудностью расшифровки пунийских текстов, хотя документы на этом языке, а впоследствии и на новопунийском, составлялись и в римскую эпоху.

Ранний период

Попытки реконструировать форму правления и внутриполитическое устройство по этим эпиграфическим данным весьма рискованны, особенно когда речь заходит о раннем периоде истории города. Например, до сих пор ведутся жаркие споры о том, были ли в раннем Карфагене цари. Известно, что олигархические группировки боролись друг с другом за власть, и письменная традиция утверждает, что наиболее влиятельными были кланы Магонидов, Ганнонидов и Баркидов. Последний был основан Гамилькаром Баркой, отцом великого полководца Ганнибала. Однако этими данными мы обязаны греческой историографической традиции.

У Карфагена были обширные торговые интересы в западном Средиземноморье и за его пределами, и карфагеняне готовы были отстаивать их с оружием в руках. В начале VI в. до н. э., по Фукидиду, они безуспешно пытались основать свою колонию на месте будущей Массалии (ныне Марсель), а примерно в 535 г. до н. э. в союзе с этрусками, как утверждает Геродот, выбили фокейцев из их опорного пункта Алалии на Корсике. К IV в. до н. э. могущество города-государства значительно возросло; здесь чеканилась золотая и серебряная монета, из Греции ввозились керамика и предметы роскоши. Пунийцы экспортировали ремесленные товары, а также излишки сельскохозяйственного производства (они считались признанными знатоками земледелия). Пунийские амфоры IV и III в. до н. э. встречаются практически повсеместно в Испании и южной Италии. Корабли карфагенян достигали западного побережья Африки, хотя до сих пор нет единого мнения по поводу того, как далеко они заплывали. Предпринимались и путешествия на север, возможно даже в Британию. Согласно Полибию, договор с Римом, заключенный в 509/8 г. до н. э. и некоторые последующие соглашения позволили двум державам разграничить сферы интересов. Но римская экспансия в конечном счете привела к конфликту из-за Сицилии, следствием чего стали три Пунических войны (264-241, 218-202, 149-146 г. до н. э.), называемых так согласно римской традиции. Последняя из этих войн окончилась полным разрушением Карфагена, на месте которого более столетия не возникало нового поселения.

Археологические данные

По данным археологии, ранний город располагался между холмом Бирса и морем, и появился не позднее первой четверти VIII в. до н. э., как можно заключить по привозной эвбейской керамике. Бирса и соседние с ней холмы первоначально использовались как кладбища. Однако в IV в. до н. э. здесь обосновались ремесленники, занимавшиеся металлообработкой, а с конца III в. до н. э. Бирса превратилась в жилую зону. Раскопки подтвердили свидетельство Аппиана, утверждавшего, что крутые улицы ведут с Бирсы к портам. Круглая внутренняя гавань с островом посередине была предназначена для военных кораблей. Для них по всему периметру гавани были сооружены специальные укрытия. Возможно, этот порт располагался в так называемом Тунисском озере, но был значительно больше его нынешних размеров. Рядом с внутренней находилась внешняя, прямоугольная торговая гавань. Позднейшие источники относят сооружение портов по этому плану ко II в. до н. э., то есть к периоду после поражения во II Пунической войне и заключения мира с Римом.

Религия и искусство

Рядом с торговой гаванью располагался огороженный стеной культовый квартал, сегодня называемый «тофет» по аналогии с библейским языческим святилищем в долине Еннома (Иер 7:31-32). Здесь найдены урны VII в. до н. э. и нескольких последующих веков с кремированными останками младенцев, маленьких детей и животных, а также стелы, посвященные Баал-Хамону и его супруге Танит, именовавшейся также «лицом Баала». Большинство специалистов полагают, что эти находки подтверждают содержащиеся в письменных источниках свидетельства о том, что карфагеняне приносили в жертву детей. Согласно Тертуллиану, этот обряд тайно практиковался даже в Римскую эпоху. О нем упоминает и библейская традиция (Иер. 19:5). Попытки представить тофет в качестве кладбища для детей, умерших естественной смертью, не выдерживают критики.

Почитание Баал-Хамона отразилось в таких личных именах, как, например Ганнибал и Гасдрубал. В римский период это божество ассоциировалось с Сатурном, а его супруга Танит — с Юноной. В пантеон пунийского Карфагена входили такие божества, как Аштарт (Астарта), игравшая здесь куда меньшую роль, чем Танит, и Эшмун, идентифицируемый с греческим Асклепием, богом врачевания. Храм Эшмуна стоял на вершине Бирсы; здесь располагался последний лагерь пунийцев в 146 г. до н. э. От имен обоих этих божеств образовывались теофорные имена: так, например, на тофете найдено посвящение Бодаштарта, сына Абдэшмуна. В надписях упоминаются Мелькарт (бог-покровитель Тира), Шадрапа, Цид, Сакон и Решеф. Богам Тира посвящались первые плоды урожая.

Образцов раннего пунийского искусства сохранилось не много. Греческие авторы говорят о вкусе карфагенян с презрением, однако дошедшие до нас памятники опровергают это мнение. Например, две величественные статуи, так называемые «Жрец» и «Жрица», украшающие крышки саркофагов из Музея Карфагена, демонстрируют умелый синтез египетских, эллинистических и местных мотивов. Ранее, без всяких на это оснований, их приписывали греческим мастерам-иммигрантам. Пунийские стелы отличаются лаконизмом и строгостью; большинство из них грубой работы, поскольку местный песчаник малопригоден в качестве материала для скульптуры. Маски-амулеты и подвесные обереги в виде человеческих голов отличаются большой выразительностью. Изделия из кости, в том числе и слоновой, стекла, металла достигли высокого уровня, а карфагенская мебель широко славилась во всем регионе. В финикийских захоронениях были найдены великолепные ювелирные изделия, а также другие предметы прикладного искусства, например, так называемые бронзовые «бритвы» с лебедиными головами и изящной гравировкой. В целом в изобразительном искусстве Карфагеняне ориентировались на египетские и греческие образцы, по-своему интерпретируя их, как это впоследствии делали и римляне.

Римская колония

В течение более чем столетия после разрушения Карфагена после III Пунической войны в 146 г. до н. э. столицей римской провинции Африка была соседствовавшая с Карфагеном Утика. Однако уже Гай Гракх, а вслед за ним и Цезарь задумывались об основании на месте разрушенного города римской колонии. Эту идею, скорее всего, воплотил в жизнь Октавиан Август (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.): вероятно, именно в эту эпоху вдоль моря проложили ряд улиц, а вершину Бирсы срыли, так что образовалась прямоугольная эспланада, окруженная защитными стенами. Под новой насыпью были погребены пунийские жилые дома, располагавшиеся на склонах холма. Расположение застройки во многом повторяло поздний пунийский Карфаген, при этом римляне использовали многие элементы его инфраструктуры, например, резервуары для воды. Особенностью планировки города можно назвать то, что кварталы тянулись в четыре раза дальше с севера на юг, чем с востока на запад.

В конце I и начале II в. н. э. здесь был построен амфитеатр, а в правление Антонина Пия (138-161 г. н. э.) на вершине Бирсы появилась базилика и было возведено монументальное здание цирка. Это были самые крупные цирк и базилика после собственно римских. В конце II в. н. э. здесь появился самый большой во всей Римской империи одеон (место состязания певцов и музыкантов), и также было завершено строительство так называемых терм Антонина, возведение которых началось еще при Адриане. Вода к ним поступала из источника по 90-километровому акведуку, являющему собой выдающееся произведение римской архитектурной и инженерной мысли.

В III в. н. э., несмотря на жестокие гонения, здесь активно шло распространение христианства. Впоследствии на горе Одеон на месте гибели мучеников был возведен мартирий. После того, как император Константин в 312 г. н. э., принял христианство, в Карфагене началось масштабное строительство базилик и других культовых сооружений. При этом официальная церковь столкнулась здесь с серьезной оппозицией со стороны христианской секты донатистов, поддерживаемой многими представители городской бедноты и крестьянами из окрестных селений.

Вандалы и византийский период

Город был одним из важнейших, наряду с Римом и Александрией, интеллектуальных центров латиноязычного Запада. С ним связаны имена Тертуллиана, Апулея и Августина. После взятия готами Рима (410 г.), Карфаген был окружен так называемым Феодосиевым валом (425 г.), однако это не помешало вандалам захватить его 439 г. Некоторые дома были разрушены, но в целом город пострадал не сильно. Король Гейзарих сделал его своей резиденцией, обосновавшись во дворце проконсула на холме Бирса. Однако в течение последующего столетия процветающий торговый город постепенно приходил в упадок. В 533 г.. он был без усилий взят византийским полководцем Велизарием. С периодом господства Византии связано новое возрождение города, которое, впрочем, оказалось недолгим. Серьезной угрозой для Карфагена стало стремительное продвижение на Север Африки арабских племен, подчинивших себе в VII в. весь регион. В первый раз они атаковали Карфаген в 695 г., а через три года, после восстания карфагенян, арабы повторно взяли и разрушили его. После этого он был покинут жителями и со временем возродился уже как Тунис, столица Ифрикии (бывшей римской провинции Африка), а ныне современного государства Тунис.