КОБА
01.12.2020
КОБА
Города древности

Коба (Cobá) — город цивилизации майя, руины которого располагаются приблизительно в 40 км к северо-западу от Тулума.

В доколумбову эпоху значение города было весьма велико, поскольку он являлся важным центром торговли между племенами майя, населявшими обширную территорию. Расположение в непосредственной близости от прибрежного Тулума, служившего «воротами» во внешний мир, позволяло не только контролировать торговые отношения, но и поддерживать контакты с другими крупными городами.

Сохранившиеся до наших дней постройки датируются классическим периодом развития майя — III-IX вв., хотя при раскопках были обнаружены свидетельства более раннего освоения данной территории. В эпоху майя Коба входила в число крупнейших городских центров, но к середине XVI в. город пришёл в упадок и постепенно был оставлен жителями.


20190301_215544.jpg


Среди исследователей нет единого мнения относительно происхождения топонима Коба. Одна из гипотез сводится к тому, что название города обусловлено его географическим положением и связано с водой, которой в округе в избытке. Коба окружена озёрами, что довольно нетипично для Юкатана, кроме того, вблизи города расположены многочисленные сеноты (колодцы).

Материалы археологических раскопок позволяют предположить, что первые поселенцы появились в этих краях на рубеже эпох: приблизительно в 50 г. до н. э. — 100 г. н. э. В ранний период истории города жилища в нём строили из древесины, и о быте древнейших жителей Кобы можно судить только по находкам фрагментов керамических сосудов. К концу I в. н. э. город начал разрастаться, увеличились его экономическое и политическое значение и численность жителей.

Обширная территория Кобы включала в себя несколько жилых кварталов, соединённых между собой мощёнными камнем дорогами, которые называются сакбе. Приподнятые над поверхностью земли приблизительно на метровую высоту, сакбе веером расходились от центральной части города и вели в нескольких направлениях. Эта дорожная сеть была хорошо спланирована, всего насчитывалось около 50 сакбе общей протяженностью более 150 км, самая длинная из них вела в направлении города Яшуна. Назначение сакбе вызывает у исследователей массу вопросов. Не знавшие колёсного транспорта майя едва ли остро нуждались в качественных дорогах, требующих столь огромных трудозатрат и гигантского количества строительных материалов, поэтому наиболее вероятно, что главное назначение cакбе — религиозное.


20190301_205944.jpg


Несмотря на то, что раскопки в Кобе ведутся на протяжении многих лет, чёткого представления о его планировке и особенностях архитектуры у учёных до сих пор не сформировалось. Тем не менее, обнаруженные материалы позволяют сделать важные выводы о времени строительства ключевых объектов. Записанные на резных стелах даты охватывают период с начала VII в. до 80-х гг. VIII в., что свидетельствует о том, что в классический период развитие Кобы шло параллельно с могущественными южными городами. Судя по всему, между этими центрами имелось достаточно тесное взаимодействие, отразившееся в некоторых архитектурных элементах и иероглифике.

Наиболее известной пирамидой Кобы является так называемая Ла Иглесиа, или Церковь. Она является вторым по высоте строением на территории археологического комплекса. Высота 9-ярусной пирамиды составляет 24 м. Она была построена приблизительно в середине VI — начале X вв. и служила местом проведения религиозных церемоний.


Pyramide du Grupo Coba dite l'église (8452064401)

Пирамида Ла Иглесиа (автор фото: Gautier Poupeau)


Неподалёку от пирамиды располагается поле для традиционной игры в мяч, конструктивно мало чем отличающееся от аналогичных площадок в других городах. По обеим сторонам узкого поля возвышались каменные стены с каменными кольцами для забрасывания каучукового мяча.


img_20190301_130751.jpg

Стадион для игры в мяч



В группе сооружений Нооч Муль, расположенной рядом с площадкой для игры в мяч, особенно выделяется Великая пирамида. Она дала наименование всему ансамблю строений, поскольку с языка майя её название переводится как «великая пирамида». Высота этой монументальной постройки составляет 42 м, на её вершину ведут 120 узких ступеней. На вершине пирамиды находится небольшое святилище, стены которого украшены рельефными изображениями.


La pyramide Nohoch Mul (8453085740)

Великая пирамида  (автор фото: Gautier Poupeau)

Ещё одним ярким архитектурным памятником Кобы является пирамида, входящая в группу, именуемую Лас Пинтурас. Её название в переводе с испанского означает «краски», и это прямым образом указывает на характер главной постройки в этой части комплекса. Фасады пирамиды некогда покрывали фрески, выполненные разноцветными красками, но сохранившиеся лишь частично на отдельных участках пирамиды.


img_20190301_142621.jpg

Пирамида Лас Пинтурас


К юго-востоку от группы Коба, рядом с озером Маканшок, на просторной террасе расположена ещё одна значительная группа построек. С остальными частями комплекса её соединяет широкая дорога сакбе, которая ведёт к стеле с 313 иероглифами майя. Помимо неё здесь установлены и другие стелы, а также несколько алтарей — остатки крупного культового комплекса, предназначавшегося для проведения различных ритуальных церемоний.

В окрестностях Кобы находится три сенота (колодца), наиболее крупным из которых является сенот Чо Ха, глубина которого превышает 20 м. Вниз к воде вела деревянная винтовая лестница, состоящая из 79 ступеней.

Обнаруженные археологами памятники — лишь малая часть городской застройки. В древности на территории Кобы насчитывалось более 6,5 тысяч сооружений — многочисленные храмы, дворцы, жилые постройки, жертвенные алтари, общественные здания.


20190301_221616.jpg


Достигнув пика развития к III-VI вв., Коба стала одним из наиболее могущественных городов в северной части полуострова Юкатан и помимо торговых путей держала под контролем земли, пригодные для ведения сельского хозяйства. Площадь подконтрольной городу территории могла охватывать до 80 кв. км. В момент наивысшего расцвета в Кобе могло проживать порядка 50 тысяч жителей. Судя по всему, контакты между Кобой и другими крупными городами-государствами майя были достаточно прочными, а для сохранения влияния заключались военные и династические союзы.

К началу VII в. политическая ситуация на Юкатане начала меняться в связи с ростом значения Чичен-Ицы и возникновением влиятельных городов-государств культуры Пуук. Роль Кобы постепенно снижалась, на рубеже X-XI вв. началась затяжная и изнуряющая борьба с Чичен-Ицей. Это противостояние привело к тому, что значение Кобы в качестве политического и военного лидера сошло на нет, хотя некоторое время она ещё продолжала играть важную роль в качестве религиозного центра. В период с 1200 по 1500 гг. в городе велось строительство в стилистике, характерной для восточного побережья, однако, былое величие к нему больше не вернулось. К моменту прихода испанских колонизаторов город окончательно опустел.


20190301_211620.jpg


Первым исследователем, упомянувшим о существовании руин Кобы, стал Джон Ллойд Стефенс, в 1842 г. посетивший Юкатан. Однако знаменитый путешественник решил не усложнять маршрут своей экспедиции и забираться так глубоко в джунгли и сосредоточился на исследованиях Тулума. На протяжении нескольких десятилетий руины оставались неизученными, пока в 1882 г. Хуан Контрерас не предпринял новое путешествие, во время которого зарисовал развалины Кобы. В 1893 г. первую фотографию древнего города сделал Теоберт Малер. Однако он не опубликовал полученные материалы, и Коба ещё довольно долго оставалась неизвестной мировому учёному сообществу.

Первое опубликованное описание руин датируется 1926 г., его автором является доктор Томас Ганн. Именно он передал информацию об уникальном памятнике археологам Института Карнеги, работавшим в то время в Чичен-Ице. Начиная с этого момента, в Кобу регулярно стали приезжать археологи с целью проведения раскопок. Небольшие исследования проводились в 1930-х и 1940-х гг., масштабные же раскопки начались после того, как в 1970-х гг. появилась первая современная дорога, строительство которой было связано с развитием Канкуна в качестве туристического центра. Экспедицию Национального Института Антропологии и истории Мексики, приступившую к исследованиям Кобы в 1972 г., возглавил Карлос Наваррете. Изучение уникального археологического комплекса продолжается и в настоящее время.

На верхнем фото: Великая пирамида Нооч Муль