КОПАН
20.11.2020

КОПАН

Города древности

Копан (Copán) — древний город майя, один из крупнейших памятников археологии на территории Гондураса, в долине одноимённой реки.

В древности город имел другое название — в ряде письменных источников V-IX вв. встречается топоним Хушвинтик. Отсчёт своей истории город ведёт с первых веков до н. э., достигнув пика развития в VII-VIII вв. и утратив главенствующее значение к IX в, когда большинство государств майя переживали серьёзный упадок. Копан был столицей государства майя Шукууп, границы которого распространялись на территорию юго-восточной части современной Гватемалы и юго-западной части Гондураса.

Топоним Копан, что в переводе с науатля означает «мост», активно употреблялся местными жителями, а в 1576 г. Диего Гарсиа де Паласио составил первое описание одного из наиболее живописных городов майя.

В 1839 г. Копан получил широкую известность благодаря опубликованным записям американского исследователя Дж. Л. Стефенса и британского архитектора и археолога Ф. Казервуда. В рамках совместной экспедиции они осмотрели руины древнего города и составили иллюстрированный отчёт об увиденных памятниках, которые находились в плачевном состоянии из-за разрастания джунглей и разрушающего воздействия реки. Величественные развалины заинтересовали исследователей, и Дж. Л. Стефенс и Ф. Казервуд выкупили участок, получив возможность вплотную заняться его описанием.

Первую попытку систематизировать сведения о памятниках Копана предпринял британский исследователь Альфред Модсли в 80-90-е гг. XIX в., а вскоре началось его археологическое изучение. В 1890-е гг. состоялись четыре экспедиции Музея Пибоди Гарвардского университета, затем, уже в начале ХХ в., к изучению Копана приступили американские исследователи Г. Спинден и С. Морли. 


Sylvanus_Morley_copan.jpg

С. Морли на раскопках Копана, около 1912 г.


В 1930-40-х гг. Институт Карнеги организовал раскопки, сопряжённые с реставрационными работами. Планомерное археологическое изучение Копана началось в 1960-х гг., когда Институтом Антропологии и Истории Гондураса была разработана стратегия изучения этой столицы майя. 1970-е гг. ознаменовали новый этап в исследованиях. Совместные усилия учёных из ведущих научно-исследовательских институтов США, Европы и Гондураса позволили организовать систематическое изучение не только центральной части Копана, но и других поселений майя, сосредоточенных в речной долине, анализируя динамику изменений окружающей среды в древности. Достигнуты успехи в дешифровке иероглифических надписей, раскопками вскрыты многочисленные памятники и сооружения, заложено несколько тоннелей в древнейшей части поселения. Исследования продолжаются и по сей день, проливая новый свет на страницы истории целого региона.

В процессе археологических раскопок Копана была создана серия тоннелей протяжённостью более 4 км, позволивших подробно изучить стратиграфию памятника и проследить его строительную историю в ранний период.

В период расцвета цивилизации майя на берегу реки Копан располагалась резиденция правителей, сменявших друг друга на протяжении нескольких столетий. Копан был богатым городом, влияние которого распространялось на всю территорию народа майя, крупным центром торговли. Площадь города составляла 24 кв. км. До наших дней сохранились жилища и общественные здания, храмы, дворцы, стадионы для традиционной игры в мяч, дороги, площади лестницы.

Значительная часть архитектурных памятников Копана располагалась вокруг четырёх просторных площадей, в древности вымощенных аккуратно обработанными плитами из гипса. При возведении всех значимых построек использовался андезит, многие здания украшали рельефные изображения с росписями, следы краски сохранились не только на стенах зданий, но и на скульптурах.


Copan sculpture

Скульптура, изображающая обезьяноподобное божество (фото: Adalberto Hernandez Vega)


Одним из наиболее ярких архитектурно-археологических объектов в центральной части городища является так называемый Акрополь — комплекс дворцов и храмов, ныне представляющий собой высокий холм размерами 600×300 м, вместивший остатки построек разного времени. Наиболее ранние строения перекрыты более поздними постройками, возведёнными правителями Копана с большим размахом.

Восточная часть Акрополя серьёзно повреждена, причиной тому — близкое расположение реки, которая размыла несколько уровней. В целях сохранения основного объёма городища археологами и реставраторами были предприняты шаги по переносу русла. В результате обрушения части памятника образовался разрез, изучение которого позволило найти ответы на многие вопросы относительно хронологии Копана.

К дворцам и храмам, возвышавшимся вокруг главных площадей, вели лестницы, самая большая из которых — Иероглифическая лестница — насчитывала 63 ступени шириной 16 м и высотой 45 см. Она была построена при царе Вашаклахун-Убах-К’авиле, а затем во время правления К’ак’-Йипйах-Чан-К’авиля её перестроили и расширили. На подступнях всех ступеней нанесена искусная резьба — в общей сложности, порядка двух тысяч иероглифов, повествующих о деяниях и жизни царей Копана. Данная надпись является самой длинной из найденных когда-либо на памятниках майя. До наших дней в первоначальном виде сохранилось менее половины ступеней.


Copan HG-Treppe

Иероглифическая лестница (фото: HJPD)


Расшифровка имён и времени правления правителей Копана, запечатлённых на главной лестнице, а также на стенах и алтарях позволила найти ответы на вопрос о том, что символизировали собой обнаруженные при раскопках колонны со скульптурными изображениями. Высота каждой такой колонны превышала 3 м, первоначально, в 731 г., они были установлены на главной площади Вашаклахун-Убах-К’авилем. 


Copán Stela N

Колонна со скульптурным изображением царя
К’ак’-Йипйах-Чан-К’авиля (фото: Adalberto Hernandez Vega)


Статуи со скульптурными портретами царя и его предков, а также богов-покровителей Копана и его окрестностей должны были увековечить его имя, а для того, чтобы придать большей торжественности, их облачали в парадные одежды и украшали символами власти. Рядом располагался стадион для традиционной игры в мяч, который был украшен изображениями попугаев.


Copán Ballcourt

Стадион для игры в мяч (фото: Adalberto Hernandez Vega)


Ещё одна лестница украшала Западный двор Акрополя, с северной стороны которого возвышался Храм 11, вероятно, служивший царям площадкой для наблюдения за происходящим на стадионе.

Величественное сооружение, известное как Храм 16, было расположено с западной стороны. Это здание своими габаритами превосходит все остальные постройки Акрополя. Храм 16 представляет собой целый комплекс храмов, возведённых в разное время над гробницами первых правителей Копана. На вершину пирамиды ведёт лестница, у подножия которой установлен алтарь с иероглифической надписью и изображениями всех 16 царей копанской династии.


Altar Q at Copán, Honduras

Алтарь с изображением 16 царей копанской династии (фото: Adalberto Hernandez Vega)


Находящийся с северной стороны Восточного Двора Храм 22, построенный приблизительно в 760 г. в честь божества растительности, выделяется на фоне остальных построек своим богатым убранством. Планировка этого храма во многом схожа с планом Храма Солнца в Паленке, однако святилище в Копане превосходит своего «близнеца» размерами и толщиной стен. Вход Храма 22 обращён на юг, подняться к нему можно по массивной лестнице с крутыми ступенями. 


CPN STR 22 01

Вход в Храм 22 (фото: Talk2winik)


Исследователи предполагают, что в этом храме мог располагаться тронный зал царя Вашаклахун-Убах-К’авиля. Кроме того, в этой части Акрополя в особом здании могли проходить заседания совета копанской знати. В квартале Сементарио, расположенном южнее, находилась резиденция последнего правителя династии и жилища его приближённых и членов царской семьи.

На расстоянии 1,5 км восточнее главной площади археологами исследован целый жилой район, в котором дома представителей местной знати зачастую соседствовали с жилищами рядовых жителей города. В общей сложности, обнаружены остатки почти 100 строений и более 400 погребений. В этой же части города располагался квартал, в котором могли проживать приезжие торговцы.

Археологическое изучение Копана позволило пролить свет на многие страницы жизни майя в период расцвета их цивилизации, однако однозначного ответа на вопрос о причинах упадка города пока не найдено. Ряд исследователей полагают, что закат Копана мог быть связан с военной агрессией враждебно настроенных племён. Ещё одна гипотеза сводится к тому, что кризис начался по причине истощения природных ресурсов, что постепенно привело к угасанию жизни в городе и его ближайшей округе.


На верхнем фото: Центральная площадь Копана (автор фото: Talk2winik)