МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА
10.11.2017

МАЙКОПСКАЯ КУЛЬТУРА

Важнейшие археологические культуры

Майкопская культура, границы которой охватывают предгорья Северного Кавказа, начала формироваться в эпоху ранней бронзы. Наибольшее количество памятников, относящихся к этой археологической культуре, сосредоточено в бассейнах рек Белой и Фарса, а название своё она получила в честь знаменитого Майкопского кургана. Значение этого уникального памятника для мировой археологии сложно переоценить.

Майкопский курган

Курган 11-метровой высоты располагался в восточной части города Майкопа, и первым исследователем, возглавившим раскопки на этом месте, был известный отечественный археолог Н. И. Веселовский. Произошло это в 1897 году.

Расположенную в центральной части могильную яму прямоугольной формы окружал кромлех из известняковых плит.

В процессе обустройства могильной ямы её стенки были обшиты деревом, а бревенчатый потолок опирался на деревянные столбы. Деревянные перегородки разделяли могилу на три части, в наиболее просторной из которых располагалось главное погребение.

Все трое погребённых лежали на боку в скрюченном состоянии. Скелеты и дно могильной ямы покрывал густой слой красной краски. Над телом главного покойника располагалось некое подобие балдахина, расшитого золотыми бляшками, — на костяке сохранилось несколько десятков золотых пластин в виде львов и быков.


kurgan-maikop.jpg


Рядом с телом археологи обнаружили восемь серебряных полых трубок длиной более метра каждая, на четырех из которых были насажены фигурки золотых и серебряных быков. Ученые интерпретируют эти трубки как возможные опоры балдахина.


byk.jpg

 

Помимо этого, в заполнении погребальной камеры археологам удалось обнаружить множество золотых, серебряных, сердоликовых и бирюзовых бусин, другие ювелирные украшения, а также керамические и металлические сосуды. Заполнение могильной ямы изобиловало не только драгоценностями, но и предметами вооружения и орудиями труда, изготовленными как из камня, так и из металла.


276451.jpg.png


Убранство двух второстепенных захоронений уступало главному, но было не менее разнообразным и также включало в себя украшения, в том числе, золотые и сердоликовые бусы, а также металлические и керамические сосуды.

Богатая коллекция уникальных находок, их высокая историческая и художественная ценность позволила учёным с самых первых дней начала раскопок отнести Майкопский курган к числу наиболее выдающихся археологических памятников в северокавказском регионе. Вероятно, здесь покоился старейший представитель рода, либо предводитель племени, который помимо руководящей роли выполнял ещё и функцию жреца. В вопросах датировки Майкопского кургана большинство исследователей сходятся на середине III тыс. до н. э.

Старомышастовский клад

Первый год раскопок кургана в Майкопе ознаменовался ещё одной знаковой находкой — во время работ по добыче глины в станице Старомышастовской был обнаружен клад. В состав клада, помещённого в серебряный сосуд, входило более 2,5 тысяч бусин из золота и сердолика, головка льва и фигурка быка, выполненные из золота и серебра, несколько золотых розеток.


zoloto_kubani_3_93.jpg

Кроме того, клад включал в себя несколько сотен бус, изготовленных из полудрагоценных камней, а также три десятка золотых проволочных колец с нанизанными на некоторые из них сердоликовыми бусами.


zoloto_kubani_3_79.jpg


По стилистике Старомышастовские находки очень близки с теми, что археологам удалось обнаружить в Майкопском кургане. Хронология также совпадала.

Новосвободненские курганы

Важные результаты, позволившие уточнить хронологию майкопской культуры, были получены археологами в ходе исследования крупной курганной группы в нескольких километрах от станицы Новосвободной, расположенной на левом берегу реки Фарс. Два кургана из этой группы исследовались Н. И. Веселовским в 1898 г., а материалы из них позволили выделить более поздний период развития майкопской культуры. Этот период первоначально получил название «новосвободненского» этапа, однако существует гипотеза о том, что новосвободненская культура могла существовать самостоятельно.

В курганах у станицы Новосвободная археологи выявили две дольменообразные гробницы. В конструктивном отношении первая гробница представляла собой сооружение из мощных плит и разделялась на две камеры разного размера. В большой камере находился погребённый, который покоился на боку в согнутом положении у западной стенки гробницы и головой был ориентирован на юг. Скелет был щедро посыпан охрой. Погребальный инвентарь отличался богатством и разнообразием, включал в себя многочисленные изделия из драгоценных металлов и камней, что свидетельствовало о высоком социальном статусе похороненного здесь человека.


oshad.jpg


В изголовье гробницы были обнаружены многочисленные золотые украшения: серьги с лазуритовыми привесками, височные кольца, игла с ушком, бусы. Помимо золотых бусин также встречены сердоликовые и выполненные из горного хрусталя. В области грудной клетки погребённого располагались в основном орудия труда и военное снаряжение: бронзовые топоры-тёсла, ножи и кинжальчики, наконечники копий и многое другое. Вдоль восточной стенки гробницы помещались котлы, изготовленные из тонких медных листов, а также медные и керамические сосуды небольших размеров.

Маленькая камера содержала только предметы различного назначения: шарик для пращи, несколько наконечников для дротиков, точильные бруски и медные шилья, подвески и костяные бусы.

Вторая двухкамерная дольменообразная гробница была обнаружена в ходе раскопок ещё одного кургана, исследованного Н. И. Веселовским. Поперечная плита также разделяла её на два помещения разной площади, одно из которых использовалось в качестве погребальной камеры, а второе предназначалось для хранения погребального инвентаря. В отличие от первой новосвободненской гробницы вторая имела плоскую, а не двускатную крышу.


Fig01.png


Около западной стенки большой камеры располагалось тело погребённого, который покоился в скорченном положении на правом боку головой на юг. Скелет был покрыт охрой. Поверх костяка сохранились фрагменты верхней одежды, сшитой мехом наружу, а также остатки одеяния из шерсти и окрашенной в пурпурный цвет холщовой ткани. В изголовье было обнаружено несколько треугольных кремнёвых наконечников стрел, а также посоховидные серебряные булавки, имеющие сходство с найденными ранее булавками. Комплекс находок из гробницы включал в себя также несколько топоров, два четырехгранных шила, нож и маленький кинжальчик, вложенный в медные ножны.

В небольшом тайнике, устроенном над головой погребённого, строители гробницы поместили два золотых кольца, а также соединённые красным плетёным шнурком бусины из серебра и сердолика. В области колен были найдены три каменных шарика для пращи. Помимо перечисленных находок, в погребальной камере находилось несколько глиняных горшков, покрытых красной и чёрной краской и украшенных жемчужным и ёлочным орнаментом, рядом с которыми лежал точильный брусок.

Находки из второй камеры представлены, преимущественно костяными бусами, также там были найдены два кабаньих клыка и бронзовое шило.

Урочище "Клады"

Ещё две абсолютно схожие по конструктивным особенностям гробницы были обнаружены археологами в на рубеже 1970-80-х годов в урочище «Клады». Инвентарь из двухкамерной гробницы в кургане, раскопанном в 1979 г., отличался удивительным богатством. В погребальной камере покоились останки взрослого и ребёнка, рядом с которыми исследователи обнаружили огромное количество всевозможных предметов, включая серебряные и бронзовые украшения, скульптурные фигурки животных, орудия труда и предметы вооружения. Коллекция бус из этой гробницы поражает разнообразием материалов, из которых они изготовлены: горный хрусталь, сердолик, драгоценные металлы.


zoloto_kubani_3_91.jpg


Особого внимания заслуживает находка бронзового обоюдоострого меча, длина которого составляет 63,5 см. Вторая камера не отличалась богатством убранства и содержала лишь глиняную посуду и кости животных — остатки погребальной пищи.

В 1982 г. А. Д. Резепкин изучил курган с погребением женщины. Захоронение не изобиловало инвентарём, однако исследователей поразили нанесенные на стены одной из камер красной и черной краской рисунки. На трёх стенах были изображены лук с колчаном и щит, а на четвёртой — бегущие лошади. Значение этого открытия огромно, поскольку прежде росписи в подобных гробницах не встречались. Для изучения особенностей искусства эпохи раннего металла данная находка имеет важнейшее значение.

Говоря об архитектуре погребальных памятников майкопской культуры, можно с уверенностью сказать, что они являются отражением социального статуса погребённых в племени или роде. Судя по инвентарю захоронений, основные богатства были сосредоточены у представителей родоплеменной верхушки.

Поселения

Помимо курганов майкопская культура представлена и целым комплексом поселенческих памятников, открытых на рубеже 1950-60-х годов в бассейне рек Фарс и Белая. Полученных материалов оказалось достаточно для реконструкции облика этих поселений, которые представляли собой конгломерат жилых построек, располагавшихся вокруг защитной стены с центральной площадью.

Известны и пещерные стоянки носителей майкопской культуры, среди которых наиболее полно исследовано поселение Мешоко, в оборонительных целях окружённое мощной каменной стеной. Благодаря раскопкам на территории поселений стало известно, что майкопские племена занимались, преимущественно животноводством, а также земледелием, которое играло второстепенную роль.

Майкопская культура и Ближний Восток

Изучение материалов из Майкопского кургана и других памятников майкопской культуры позволило выделить основные характеристики носителей этой археологической культуры, распространённой в Прикубанье и на Северном Кавказе приблизительно во 2-й половине IV — начале III тыс. до н. э.

Носители майкопской культуры в достаточной степени владели искусством металлообработки, а также добычи сырья из местных руд. Они занимались изготовлением предметов быта и вооружения, ювелирных украшений и предметов культа.

Некоторые изделия из золота и серебра, обнаруженные в курганах майкопской культуры, демонстрируют выраженный привозной характер, что свидетельствует о наличии контактов с другими племенами и народностями. По мнению исследователей, большинство из импортных предметов происходят из Передней Азии.

Таким образом, хотя формирование и развитие майкопской культуры происходило на местной основе, однако немаловажную роль в этом процессе играло и влияние переднеазиатских цивилизаций.