МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОРОСТОВЦЕВ (1900-1980)
Михаил Александрович Коростовцев (1900-1980) — известный советский египтолог, доктор исторических наук, профессор, академик Академии наук СССР.
Михаил Александрович Коростовцев родился в 10 (23) апреля 1990 г. в селе Поповка Екатеринославской губернии. Его семья имела дворянское происхождение — предки его матери принадлежали к древней грузинской аристократической династии Герсевановых, история которой уходит корнями в XI в. Дед будущего учёного — М. Н. Герсеванов — был известен своими инженерными и гидротехническими работами, строил крупные гражданские объекты, почти двадцать лет возглавлял Институт инженеров путей сообщения. Дядя Михаила Александровича очень плодотворно занимался наукой, имя Н. М. Герсеванова навсегда вписано в историю отечественной школы механики грунтов.
С самых юных лет М. А. Коростовцев проявлял тягу к знаниям, и родные всячески способствовали его развитию. Получая начальное образование дома, он выучил английский, немецкий и французский языки, на которых мог свободно разговаривать. Дальнейшее обучение давалось ему легко, и в 1919 г. талантливый юноша блестяще окончил 6-ю Тифлисскую гимназию. Затем на протяжении двух лет Михаил Александрович учился в Политехническом институте, поступив на экономический факультет. Но уже в то время в нём жил интерес к египетской тематике, и ещё в гимназические годы он вёл переписку с академиком Б. А. Тураевым, задавая наиболее волнующие его вопросы об истории и культуре Древнего Египта.
М. А. Коростовцев был человеком широкого кругозора и интересовался очень многими вещами. В юности он сильно увлёкся морской романтикой и в 1924 г., отслужив в Красной Армии, он поступил на службу в торговый флот. Он прошёл путь от простого матроса до штурмана дальнего плавания, служил на различных судах в Чёрном, Каспийском, Баренцевом. Но помимо постижения тонкостей морского дела, М. А. Коростовцев не прекращал занятий по изучению древней истории и посвящал им всё свободное время. Он заочно учился на факультете обществоведения Азербайджанского государственного университета и окончил его в 1934 г. После того, как в 1935 г. он был переведён на Балтийский флот, он начал заниматься изучением древнеегипетского языка. Его наставниками стали выдающиеся египтологи В. В. Струве и Ю. Я. Перепелкин. Вскоре Михаил Александрович получил приглашение вплотную приступить к научной работе в Институте востоковедения, и, начиная с 1936 г., он с головой погрузился в исследовательскую деятельность.
В 1936-1938 гг. М. А. Коростовцев учился в аспирантуре Ленинградского отделения Института истории, совмещая учёбу с работой в должности учёного секретаря. В это время он плотно работал над кандидатской диссертацией, посвящённой теме рабства в Египте в эпоху Нового царства. Защита состоялась в 1939 г., и в последующие несколько лет он активно занимался педагогической деятельностью, читая лекции по истории Древнего Востока студентам пединститутов Москвы и Ленинграда.
Война застала его в Ленинграде, и несмотря на все тяготы и лишения Михаил Александрович не прекращал научной деятельности. Он добровольцем принимал участие в обороне Ленинграда, а затем продолжил работу над своей докторской диссертацией на тему «Письмо и язык древнего Египта». Диссертация была готова к защите в 1943 г., и успешно защитив свой научный труд, М. А. Коростовцев занял пост учёного секретаря в Институте истории Академии наук СССР.
В 1944 г. состоялась первая поездка в Египет, куда Михаила Александровича направили в качестве корреспондента ТАСС. Будучи сотрудником Института востоковедения, он должен был представлять советскую Академию наук в Каире. Так сбылась мечта его детства о том, чтобы побывать в загадочной стране пирамид, которая так сильно интересовала его. В Египте М. А. Коростовцев провёл несколько лет, в течение которых активно занимался налаживанием контактов с работавшими в стране египетскими и западными учёными. Среди них были многие видные археологи и востоковеды. Помимо общения с коллегами и исследовательской работы, М. А. Коростовцев публиковал результаты своих изысканий в египетских научных изданиях, принимал участие в конференциях. Но в 1947 г. в его судьбе произошла настоящая трагедия, сломавшая жизнь талантливому учёному на последующие почти десять лет. Командировка в Египет обернулась арестом по обвинению в попытке получить политическое убежище в Англии. Михаила Александровича незаконно осудили на 25 лет трудовых лагерей, и лишь в середине 1950-х гг. он был реабилитирован и смог продолжить научную деятельность.
Вернувшись из ссылки в 1955 г., М. А. Коростовцев начал стремительно навёрстывать упущенное время. Он был восстановлен в Институте востоковедения в должности старшего научного сотрудника и все последующие годы проработал в этом учреждении. В 1965 г. он возглавил Отдел древнего Востока и занимал данный пост вплоть до последних дней жизни.
Сфера научных интересов М. А. Коростовцева охватывала обширную проблематику, начиная от различных аспектов истории, культуры и религии Древнего Египта, социальных отношений в древнеегипетском обществе, до экономических связей Египта с близлежащими государствами. Он много времени уделял изучению истории российской ориенталистики, его волновали и проблемы международных отношений в современном мире. Но, безусловно, ведущее место в исследованиях занимал древнеегипетский язык и памятники древнеегипетской письменности.
Михаил Александрович обладал выдающимися педагогическими способностями, был прекрасным лектором и умел работать с молодыми кадрами. За долгие годы своей блестящей карьеры он подготовил многих талантливых специалистов-востоковедов. Он также многое делал для просвещения широкого круга общественности, занимался организаторской деятельностью, успешно совмещая её с научной работой. Из-под его пера вышли десятки статей и монографий, вошедших в золотой фонд египтологии.
Научное наследие М. А. Коростовцева очень обширно, а его заслуги перед мировой наукой оценены как соотечественниками, так и зарубежными коллегами. Он был академиком Академии наук СССР, входил в состав Учёного совета Института Африки, состоял во Французском египтологическом обществе (Париж), Египтологическом институте Карлова университета (Прага), удостоен таких высоких наград, как орден Дружбы народов и орден «Знак почёта».
Основные труды
-
Путешествие Ун-Амуна в Библ. Египетский иератический папирус № 120 ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москв / Пер. М. А. Коростовцева. — М.: ИВЛ, 1960.
-
Египетский язык. — М.: ИВЛ, 1961.
-
Писцы древнего Египта. М.: ИВЛ, 1962.
-
Иератический папирус № 127 из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина. — М.: ИВЛ, 1961.
-
Введение в египетскую филологию. М., 1963.
-
Grammaire du neoegyptien. М., 1973.
-
Религия древнего Египта. М.: Наука, 1976.
-
Повесть Петеисе III. Древнеегипетская проза. М., Худож. лит., 1978.