МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ НИКОЛЬСКИЙ (1848-1917)
Михаил Васильевич Никольский (1848-1917) — выдающийся российский востоковед и семитолог, родоначальник отечественной школы ассириологии, шумерологии и урартологии.
Михаил Васильевич Никольский получил прекрасное образование. Во время учёбы в Московской духовной академии он сосредоточился на изучении языков — штудировал классические европейские языки и древнееврейский. После окончания академии он самостоятельно освоил ассирийскую клинопись и несколько восточных языков, проявив удивительную работоспособность и упорство, которое было присуще ему с ранних лет. Некоторое время Михаил Васильевич занимался педагогической деятельностью — преподавал греческий язык, читал лекции по ассириологии и гебраистике в Московском университете и Духовной академии. Но из-за критики сторонников консервативного подхода к преподаванию и научной деятельности он был вынужден надолго оставить университет. После этого он работал в Московском цензурном комитете — вначале корректором, а затем цензором.
Будучи увлечённым историей Древнего Востока, М. В. Никольский предпринимал немалые усилия для популяризации данного научного направления, развития интереса к нему среди российских исследователей и любителей истории. Он опубликовал немало научных трудов, написанных простым языком, доступным широкому кругу читателей. Большая работа проводилась им в рамках деятельности Московского археологического общества, где в 1887 г. была создана Восточная комиссия. Помимо изучения культуры Древнего Востока в её цели входила просветительская работа. Для Михаила Васильевича имело огромное значение, чтобы российская общественность понимала важность создания музеев, изучения памятников глубокой древности, проведения археологических раскопок, работа с письменными источниками. И он сделал очень много в этом направлении, публикуя многочисленные статьи и книги, а также занимаясь издательской деятельностью в должности редактора издания «Древности восточные. Труды Восточной комиссии Московского археологического общества», которую занимал в 1889-1896 гг.
Важным этапом в изучении урартской культуры стали экспедиции в Армению, которую Михаил Васильевич организовал совместно с А. А. Ивановским. Ими была проведена огромная работа по изучению надписей и других памятников урартской культуры, а полученные материалы легли в основу целого ряда публикаций. М. В. Никольский изучал не только историю Урарту, но и географию, топонимику, и по каждому из этих направлений издавал научные труды. Одна из наиболее значительных его работ вышла в свет в 1896 г. и была посвящена клинообразным надписям Закавказья. С выходом этой книги фактически было положено начало комплексному изучению урартской цивилизации, стала очевидной необходимость подходить к изучению проблемы более широко и принимать во внимание археологический, лингвистический, культурный и другие аспекты. Благодаря трудам М. В. Никольского мировое урартоведение существенно обогатилось и получило новый импульс развития.
Помимо экспедиционной и издательской деятельности Михаил Васильевич внёс огромный вклад в деятельность Восточной комиссии Московского археологического общества ещё и тем, что много работал с вавилонско-ассирийскими древностями из российских музейных собраний в Москве и Санкт-Петербурге. Он проанализировал материалы на предмет их подлинности, составлял подробные описания. В частности, в 1900-1908 гг. он изучал коллекцию клинописных текстов из собрания Н. П. Лихачёва. Этот обширный материал лёг в основу монументального труда, содержавшего фотографии, транскрипции и переводы свыше 900 шумерских табличек, датированных XXIV-XXI вв. до н. э. Двухтомник «Документы хозяйственной отчетности древнейшей эпохи Халдеи из собрания Н. П. Лихачева» стал эталоном для последующих исследователей.
Также М. В. Никольский уделял немало времени и изучению библейских текстов. Михаил Васильевич был сторонником популяризации Библии, её перевода на общеупотребительный русский язык, чтобы как можно больший круг читателей мог ознакомиться со священными текстами.
Путь М. В. Никольского в академической среде был непрост. Несмотря на сопротивление консервативной части научного сообщества, его исследования всё же были оценены по достоинству, и в 1908 г. ему присвоили степень Почётного доктора Петербургского университета. Он оставил богатое научное наследие и для своих последователей стал примером верности делу, трудолюбия и служения науке.
Основные труды:
- Саргон, царь ассирийский. 1. СПб, 1881.
-
Ассирийские клинообразные тексты с транскрипцией и подстрочным русским переводом. М., 1883-1884. Вып. 1. Таблица знаков и силлабарии. Вып. 2. Сумерийский гимн богу огня IV тыс. до Р. Х. с транскрипцией, переводом и подробным объяснением.
-
Вавилонский контракт о продаже дома времени Шамаш-Шум-Укина царя вавилонского (666 г. до Р. Х.). М., 1891.
-
Документы хозяйственной отчетности древнейшей эпохи Халдеи из собрания Н. П. Лихачева. В 2 т. М., 1908-1915.