МОХЕНДЖО-ДАРО
12.05.2020

МОХЕНДЖО-ДАРО

Города древности

Мохенджо-Даро — древний город в долине Инда, один из главных центров Хараппской (Индской) цивилизации. Расположен в 28 км к югу от современного города Ларкана, в пакистанской провинции Синд.


Mohen Jo Daro

Застройка Мохенджо-Даро (автор фото: Wahid Abbas)


Открытием Мохенджо-Даро мир обязан сотруднику индийского Археологического департамента Индии Ракхалдасу Бандиопадхаю, более широко известному как Ракхал Дас Банерджи. В 1922 г. он заинтересовался информацией, полученной от буддийского монаха, полагавшего, что он обнаружил в местечке Мохенджо-Даро (что переводится с пакистанского наречия синди как «могила смерти») старое буддийское кладбище. Развалины, наполовину засыпанные землёй, оказались остатками одного из древнейших и крупнейших городов мира.


В 1920-е — 1930-е гг. ХХ в. Мохенджо-Даро привлёк внимание исследователей. Наиболее значимыми стали археологические работы 1922-1927 гг. под руководством сэра Джона Маршалла, а также раскопки 1927-1931 гг., возглавлявшиеся Эрнестом Маккеем. В 1932-1934 гг. исследования в Мохенджо-Даро проводили К. М. Монеер и К. Н. Пури, но полученные ими результаты незаслуженно остались без внимания. В 1940-х — 1950-х гг. на памятнике работали сэр Мортимер Уилер и Ахмад Хасан Дани. Предметом интереса этой экспедиции стала цитадель и особенности её архитектуры. В 1964-1965 гг. к исследованиям приступила американская экспедиция во главе с Джорджем Дэйлсом, но работы пришлось приостановить по причине разрушения памятника вследствие эрозии почвы. Впоследствии Дж. Дейлс систематизировал все неопубликованные и забытые материалы о проводившихся в Мохенджо-Даро раскопках. Эти материалы были опубликованы в 1982 г.

За годы раскопок в Мохенджо-Даро были получены многочисленные материалы, позволяющие составить представление об облике города и повседневных занятиях его жителей. Однако, несмотря на многочисленные археологические изыскания, обширная территория всё ещё остаётся неисследованной. Причиной тому высокий уровень грунтовых вод, который не позволяет изучить нижележащие слои.


Mohenjo-daro museum relics12

Керамика из Мохенджо-Даро (автор фото: Saqib Qayyum)


Численность населения Мохенджо-Даро в период расцвета составляла около 35 тысяч человек, а площадь города достигала 150 га. Начиная с момента возникновения (примерно в 2600 г.) и вплоть до самых последних дней существования этот город являлся одной из самых развитых метрополий на территории Юго-Восточной Азии, а, возможно, и во всём мире.

Планировка Мохенджо-Даро была регулярной, улицы прокладывались перпендикулярно друг другу, образуя прямоугольные кварталы. Ширина центральных улиц составляла до 10 м, а длина достигала 1 км, по ним свободно могли передвигаться телеги с грузами. Однако по степени сохранности главные улицы уступают более узким второстепенным улочкам, которые в меньшей степени пострадали от осадков. Второстепенные улицы имели ширину немногим более 1 м.


Moen Jo Daro (The Mond of the Deads)

Регулярная застройка Мохенджо-Даро (автор фото: Gaffar772)


Город делился на верхнюю и нижнюю части, в которых располагались, соответственно, цитадель и жилые кварталы.


Цитадель Мохенджо-Даро возвышалась над остальными строениями Мохенджо-Даро, располагаясь на кирпичной платформе высотой около 5м. Здания на территории цитадели по размеру значительно превосходили остальные городские постройки и, судя по всему, являлись административными. Одно из таких зданий представляло собой просторный зал с колоннами, установленными параллельными рядами.


Diffrent view of Stupa and Moenjodaro

Верхний город (автор фото: Quratulain)


Помимо цитадели в верхней части, которая являлась центром экономической и социальной жизни, находились рынок, общественные здания и зернохранилище, а также большой бассейн прямоугольной формы, окружённый галереей и другими постройками. Бассейн был снабжён системой набора и слива воды, спускаться в него позволяли широкие лестницы. Вероятно, он использовался для ритуальных омовений. 


Mohenjo-daro

Great bath view Mohenjodaro

Бассейн для омовений (автор фото: Saqib Qayyum)


Здания в нижнем городе имели внутренние дворики и бани, были оснащены канализацией.

Основным материалом, используемым при строительстве домов, являлся кирпич — как сырцовый, так и обожжённый. Кирпичи разного формата предназначались для разных целей. Канализационные каналы обкладывались крупными кирпичами, облицовку колодцев выполняли клинообразными кирпичами, а Г-образными выкладывали углы построек. По размеру сырцовые кирпичи превосходили обожжённые. Материалом для их изготовления служили местные речные наносы, а для формовки использовались открытые формы, распространённые и по сей день. Излишки ила сверху удаляли, поэтому кирпичи получались достаточно ровными. Для обжига кирпичей использовали в качестве топлива дерево — леса тогда были густы, и недостатка в нём не было. В кладке обычно чередовали «ложок» и «тычок», а для скрепления применяли илистый раствор, иногда с добавлением гипса.


Mohenjo-daro-2010

Жилые кварталы (автор фото: Comrogues)


При раскопках построек Мохенджо-Даро археологи выделяли жилые дома по наличию очага. Исследованные жилища имели плоскую крышу и состояли из нескольких комнат (от 5 до 9). Внутренние помещения имели разное функциональное назначение, отдельные комнаты отводились для соблюдения гигиены. Для стока использованной воды и нечистот использовался кирпичный канал, конструкция которого защищала прохожих от попадания брызг и загрязнения. В каждом доме комната для омовений представляла собой прямоугольное или квадратное в плане помещение с полом, выложенным из плотно подогнанного кирпича. Полы укладывали с уклоном в сторону водостока. Отдельные помещения, также с возможностью стока воды, использовались для приготовления пищи.


Graphical depiction in the museum

Реконструкция жилых кварталов Мохенджо-Даро (автор рисунка: Soban)


При раскопках в Мохенджо-Даро было обнаружено множество находок, среди которых — весьма искусно изготовленные из камня, терракоты и бронзы статуэтки людей и животных. 


Dancing Girl of Mohenjo-daro

Знаменитая бронзовая статуэтка танцующей девочки из Мохенджо-Даро (автор фото: Joe Ravi)


Mohenjo-daro Priesterkönig

Статуя царя-жреца из Мохенджо-Даро (автор фото: Mamoon Mengal)


Также были в большом количестве найдены обломки керамических сосудов, ювелирные украшения из золота и серебра, а также многочисленные стеатитовые резные печати с изображениями животных, геометрическими фигурами и надписями.


Shiva Pashupati

Стеатитовая печать из Мохенджо-Даро (фото: Columbia University)


В сравнении с Хараппой, Мохенджо-Даро сохранился значительно лучше, поэтому именно он стал своего рода эталонным городским центром Хараппской цивилизации.

Около 1900 г. до н. э., одновременно с кризисом Хараппской цивилизации в целом, начался постепенный упадок Мохенджо-Даро. Причины гибели Индской цивилизации, несмотря на многочисленные гипотезы, остаются неизвестными. Существует множество версий, среди которых называются и природные катаклизмы, и нападения захватчиков. Упадок процветавшей цивилизации мог начаться вследствие изменений климата или смены русла Инда, повлекших за собой ухудшение условий для земледелия. Влияние могли оказать и землетрясения, судя по всему, случавшиеся в данном регионе достаточно часто. Некоторые исследователи предполагают, что Мохенджо-Даро погиб в результате военного вторжения. Однозначные ответы на эти вопросы пока учёными не найдены, но очевидным остаётся одно — после разрушения некогда могущественный город так и не был восстановлен и никогда больше не играл прежней роли.


Верхнее фото: Saqib Qayyum