НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ НАДЕЖДИН (1804-1856)
Этюды об ученых
Николай Иванович Надеждин — один из наиболее ярких представителей российской науки и литературы первой половины — середины XIX века, человек разносторонний и многогранный. В историю науки он вошел не только как историк, но и как этнограф, журналист и литературный критик.
Ранние годы
Николай Иванович Надеждин родился в 1804 г. в селе Нижний Белоомут, которое в наши дни находится на территории Луховицкого района в Подмосковье. Его отец был священником и юный Николай пошел по его стопам, поступив в Рязанскую духовную семинарию, где впоследствии некоторое время работал преподавателем. В 1824 г. Н. И. Надеждин успешно окончил духовную академию в Москве, но вскоре уволился из духовного звания и давал частные уроки.
Начиная с 1828 г. Николай Иванович становится одним из ведущих сотрудников литературно-политического журнала «Вестник Европы» и принимает активное участие в литературной жизни. Спустя два года, он успешно защитил докторскую диссертацию по теме романтической поэзии, где проанализировал вопросы её истоков, особенностей и перспектив. После получения учёной степени, Н. И. Надеждин был принят в штат Московского университета, где в период с 1832 по 1835 гг. преподавал на кафедре изящных искусств и археологии. Среди предметов, входивших в круг его преподавания, была теория изящных искусств, а также логика и археология. В отличие от многих своих коллег Н. И. Надеждин стремился отходить от сухого менторского тона и старался делать свои лекции увлекательными, полными импровизаций, ему удавалось произвести впечатление на студентов и разжечь в них интерес к предмету. Некоторые, однако, упрекали его в чрезмерном увлечении формой подачи и недостаточно серьезном отношении к содержанию.
Начиная свои первые шаги в качестве педагога, Николай Иванович Надеждин тесно сотрудничал с известным литературным критиком, историком и переводчиком М. Т. Каченовским, который во многом повлиял на его решение заняться темой романтической поэзии. Многие публикации Н. И. Надеждина по диссертационной теме перекликались с его критическими статьями, опубликованными в «Вестнике Европы».
Критик
В сотрудничестве с М. Т. Каченовским Николай Иванович Надеждин публикует в журнале «Вестник Европы» статью, посвященную итальянским торговым поселениям в северных районах Причерноморья, а в период с 1828 по 1830 гг. в своих работах он анализирует современную литературу и издает сразу несколько критических статей. В них Н. И. Надеждин довольно резко высказывается о наиболее известных произведениях того времени, утверждая, что они не имеют идеи, художественного единства, сложных характеров и не отличаются яркостью.
В 1830 г. Н. И. Надеждин публикует свои статьи в журнале «Московский Вестник», издававшемся под редакцией М. П. Погодина. А в 1831 г. он основывает литературно-общественный журнал «Телескоп», приложением к которому являлась газета «Молва».
Являясь яростным критиком широко распространенного в то время в русской литературе романтизма, Н. И. Надеждин отдавал ему должное и признавал важное историческое значение наряду с классицизмом, приводил в своих статьях аргументы в пользу того, что оба этих направления олицетворяли собой два мира — античный и средневековый.
Н. И. Надеждин в своих критических публикациях и научных работах рассматривал литературу как один из способов отражения жизни народа. Он полагал, что её главное предназначение заключалось в выражении народного самосознания, а не в играх фантазии автора. Фактическое отсутствие активной общественной жизни он считал причиной бедности русской поэзии и был убеждён в том, что литература никак не способствует обновлению народного духа и не черпает вдохновение в истории.
История Руси в период феодальной раздробленности, по мнению Н. И. Надеждина, характеризовалась отсутствием духа единения, а после объединения русских земель под началом Москвы русская народность еще не сформировалась и окончательно обрела свои черты только в петровскую эпоху, с которой началась истинно государственная история.
Рассуждая о проблемах современности, Н. И. Надеждин озвучивал тезис о том, что русская литература невозможна без русского языка, а развитию его может способствовать только активизация литературной жизни и развитие критики. Говоря о способах обогащения языка, Николай Иванович уделял большое внимание народной песне и малых фольклорных жанрах. Наиболее удачными образцами превращения простонародного языка в средства художественной выразительности он считал произведения И. А. Крылова и М. Н. Загоскина.
На протяжении некоторого времени Н. И. Надеждина воспринимали в обществе как недоброжелательного критика, защищавшего устаревшие понятия и противившегося современным тенденциям, отчасти это было обусловлено общим пренебрежительным отношением к журналу М. Т. Каченовского. Однако, вскоре ситуация в корне изменилась, и многие выдающиеся литераторы того времени нашли в лице Николая Ивановича преданного друга и соратника. В журнале «Телескоп» по-прежнему озвучивались идеи из ранних статей Н. И. Надеждина, но успех был недостаточным, а его критика не сразу нашла отклик среди широкого круга общественности.
1836 год ознаменовался в судьбе Н. И. Надеждина закрытием журнала «Телескоп», который опубликовал скандальное «философическое» письмо П. Я. Чаадаева, вызвавшее широкий резонанс. После упразднения журнала Н. И. Надеждин был отправлен в ссылку в Усть-Сысольск, а его деятельность в качестве публициста и критика фактически закончилась.
После ссылки
В ссылке Николай Иванович находился в течение года, который оказался для него весьма плодотворным — в этот период своей жизни он работал над статьями для энциклопедического словаря А. А. Плюшара, а также готовил интересные материалы для ежемесячного журнала «Библиотека для Чтения». Именно в этот период появляется сразу несколько работ его по истории России. Одной из них стала статья «Опыт исторической географии русского мира». Предметом изучения для Н. И. Надеждина стала этническая география Восточной Европы в период раннего Средневековья, а также проблематика первоначального расселения славянских племен. В этой работе он утверждал, что всегда изучение истории должно начинаться с изучения особенностей географии региона. Карта должна служить не только вспомогательным средством, но и сама по себе являться источником. Несмотря на то, что Н. И. Надеждин сам не использовал термин «историческая география», вероятно, именно он был первым, кто попытался применить его к российской истории.
После окончания ссылки Н. И. Надеждин некоторое время проживал в Одессе, где трудился в местном обществе любителей истории и древностей, созданном при его активном участии, и изучал историю южных регионов России.
В 1840–1841 гг. Н. И. Надеждин в рамках своих исследований совершил длительное путешествие по славянским землям, результатом которого стала публикация в одном из европейских литературных журналов статьи о наречиях русского языка. Эта работа и по сей день сохраняет свое большое значение для науки. В 1842 г. он переехал в Санкт-Петербург и поступил на службу в Министерство внутренних дел Российской империи, где работал в редакции ведомственного журнала.
Журнал Министерства внутренних дел
С 1843 г. Н. И. Надеждин занимал пост главного редактора «Журнала Министерства внутренних дел», который возглавлял до самой своей кончины. Почти за полтора десятилетия работы в этом журнале он опубликовал целый ряд научных статей, посвященных этнографии и исторической географии России, а в 1844–1846 гг. Н. И. Надеждин совершил несколько экспедиций по поручению Л. А. Перовского, занимавшего тогда пост министра внутренних дел. За три года была проведена масштабная работа по изучению христианских религиозных меньшинств не только в Российской империи, но и в приграничных европейских странах.
Собирая материал для работы, Николай Иванович немало времени провел в архивах, лично побывал в местах компактного проживания представителей религиозных меньшинств, довольно плотно погрузился в жизнь сектантов, анализируя их взгляды на религию. Результатом этой серьезной работы стали несколько научных статей, увидевших свет в 1845–1846 гг., а министр неизменно обращался к Николаю Ивановичу за консультациями в области религии и бытовых нюансов, а также при разъяснении различных исторических аспектов. Фактически Н. И. Надеждин был одним из первых исследователей, кто достаточно чётко обозначил стоящие перед этнографией задачи, которые нашли отражение в его публикациях по этнографии русской народности.
Русское географическое общество
Деятельное участие принимал Николай Иванович Надеждин в создании Русского географического общества, где активно трудился, а с 1848 г. возглавил этнографическое его отделение. В качестве редактора Н. И. Надеждин участвует в издании журнала «Географические Известия», а также «Этнографического Сборника». В ряде публикаций этого периода он рассуждает о большом значении этнографии как науки, её многочисленных аспектах и роли в изучении разных сторон жизни народов. Немалую роль он отводит археологическим исследованиям, психологии и другим отраслям науки. Благодаря Н. И. Надеждину были изданы ставшие эталонными труды по исторической географии, а также разработана программа этнографических исследований, подарившая учёным огромный массив важнейших материалов. В своей работе Николай Иванович стремился опираться только на проверенные и неопровержимые факты, стремился совершенствовать методы исследований и приемы сбора этнографических данных, и его последователи неизменно учитывали этот уникальный опыт.
Творческое наследие
Николай Иванович Надеждин, вне всякого сомнения, сыграл важную роль в истории русской критики, однако этому его таланту не сужден было реализоваться в полной мере из-за внешних объективных причин. Особенно повлияло на развитие его критического таланта закрытие любимого детища Н. И. Надеждина. Однако, преодолев непростые времена, в своей дальнейшей работе он продемонстрировал острый ум, энциклопедические знания, увлеченность интересовавшими его темами. Николай Иванович был одним из «пионеров» на пути изучения национального фольклора населяющих Россию народов, благодаря ему в науку вошло понятие исторической географии, немалое значение имеют его работы по истории развития русского литературного языка. Он внёс огромный вклад в изучение славянских народов, а многие из его научных работ сохраняют свою актуальность и спустя полтора столетия.