ПАЧАКАМАК
18.01.2021

ПАЧАКАМАК

Города древности

Пачакамак (Pachacamac) — древнее поселение, расположенное в Перу, приблизительно в 40 км от города Лима, в 1 км от устья реки Лурин.


Pachacamac

Панорама Пачакамака (автор фото: Hugh Llewelyn)


Территория археологического комплекса Пачакамак составляет 572 га, а площадь его центральной части достигает 250 га. В древности Пачакамак играл важную роль в религиозной жизни обитателей региона Центральных Анд. Название города связано с именем одного из широко почитаемых божеств и в переводе с языка кечуа означает «Тот, кто оживляет Вселенную».


Pachacamac, Archaeological site, Peru

Храм Солнца (автор фото: Emmanuel Dyan)


Первое описание Пачакамака датируется 1534 г., его составил испанский хронист Мигель де Эстете. Спустя два десятилетия, в 1553 г., Педро Сьеса де Леон и Педро де ла Гаска описали город в своих хрониках, указав, что сюда стекались паломники из прибрежных территорий, поскольку здесь располагался центр культа местного божества Ичсма, которого инки называли Пачакамак.

Внимание исследователей поселение привлекло в конце XIX в., когда немецкий археолог Макс Уле провёл здесь первые раскопки. Исследования 1896 г. позволили учёным получить важные сведения об материальной культуре жителей Пачакамака и создать стратиграфическую шкалу, аналогов которой на тот момент в андской археологии не существовало. 


PACHACAMAC2

Пачакамак около 1910 г.


В 1930-х гг. раскопки проводил американский исследователь Альберт Гизеке, он же предпринял попытку реставрации некоторых построек, однако его инициатива подверглась критике. Затем раскопки продолжили перуанские и американские археологи — в 1940 и 1942 гг. на городище работала экспедиция под руководством Хулио Сесара Тельо, в 1941-1942 гг. исследования проводил Уильям Стронг, а в 1960-70-х гг. — Артуро Хименес Борха и Альберто Буэно. Начиная с 1999 г. в Пачакамаке реализуется исследовательский проект «Ичсма», разработанный перуанскими и бельгийскими исследователями и возглавляемый Петером Экхаутом. Ещё один научно-исследовательский проект под названием «Пачакамак» стартовал в 2003 г., его реализацией занимаются американский археолог и антрополог Изуми Шимада и перуанский археолог Мария Растворовски де Диес Кансеко.


14429186004_edacee06a7_o.jpg

Раскопки на территории Пачакамака (автор фото: Kathleen O'Connell)


В результате археологических исследований было установлено, что Пачакамак представляет собой многослойное поселение, сохранившее напластования разных эпох.

Древнейшие слои относятся ко времени существования культуры Лима и датируются периодом с I в. до н. э. по VII в. н. э. (поселение Пачакамак-I). Сооружения, которые относятся к этому периоду, выстроены из мелкоформатного сырцового кирпича. 


Pachacamac

Сырцовокирпичные стены Пачакамака (автор фото: Paloma Baytelman)


Так, например, из небольших необожжённых кирпичей сложены стены так называемого Древнего храма. Это здание возвышалось на ступенчатой платформе, сложенной из сырцового кирпича, его стены украшали фрески с изображениями рыб, птиц, растений и людей. После того, как в VII в. Пачакамак попал под влияние империи Уари и стал одним из центров распространения влияния Уари на другие поселения в прибрежных районах, Древний храм утратил своё значение. Впоследствии, по мере ослабления влияния Уари, Пачакамак, восстановив самостоятельность, продолжил оказывать влияние на ближайшую округу.

Период с начала IX по середину XV вв., который исследователи называют «послеуарийским», ознаменовался широким размахом строительства — в городе появилась оборонительная стена, а также плотная застройка. Именно к этому времени относятся напластования поселений Пачакамак-II (VII-XI вв.) и Пачакамак-III (XI-XV вв.).


Pachacamac

Застройка Пачакамака (автор фото: Hugh Llewelyn)


Период с VII по XI вв. связан со строительством одного из наиболее живописных сооружений Пачакамака — так называемого Расписного храма, при раскопках которого был обнаружен знаменитый деревянный идол. Считается, что именно Расписной храм, на стенах которого частично сохранились фрески, являлся главным местом поклонения верховному богу. 


pachacamac_tpintado10.jpg

Фрески Расписного храма вскоре после их открытия


Внутри храма, в специально отведённой комнате, располагалась главная святыня — резная деревянная статуя бога, доступ к которой имели только жрецы. 


pachacamacid.jpg

Пачамакский идол (фото: Marcela Sepúlveda)


В этот период широкое распространение получили красно-чёрно-белые керамические сосуды с двумя горлышками, соединёнными ручкой, а также изображающие грифона ткани.


The griffin Pachacamc on a Huari pot


В XI-XII вв. в Пачакамаке получила распространение культура Ичсма. К этому времени относятся так называемые «пирамиды с рампами». Долгое время их интерпретировали как культовые постройки, однако Петер Экхаут предположил, что эти пирамиды имели двойное назначение — при жизни правителей они использовались как резиденции, а после их кончины служили им мавзолеями.


Pachacamac - Pirámide con rampa

Одна из «пирамид с рампами» (автор фото: Charles Gadbois)


В XV в., во времена инкских завоеваний, Пачакамак добровольно перешёл под власть императора Тупака Юпанки, это произошло около 1470 г. Город сумел сохранить целый ряд привилегий и продолжал оставаться одним из наиболее значимых святилищ. Ко временам инков относится ступенчатый пирамидальный Храм Солнца — одно из крупнейших строений, площадь которого составляет около 30 тыс. кв. м.


Pachacamac Templo del Sol

Храм Солнца (автор фото: Charles Gadbois)


Период благоденствия продлился недолго, уже в 1533 г. Пачакамак пал под натиском конкистадоров. Испанские войска под командованием Эрнандо Писарро разграбили город и уничтожили главную святыню — деревянного идола.

Внутренние и внешние стены разделяют Пачакамак на четыре сектора. В секторе I, расположенном на обрыве над рекой Лурин, сосредоточены наиболее значимые постройки — Древний храм, Расписной храм и Храм Солнца. В секторе II расположены так называемые «пирамиды с рампами», специальные дома Акльяуаси для девушек, посвятивших себя Богу Солнца. Здесь же находилась Площадь паломников и несколько дворцов. Сектор III представляет собой скопление домов с облицованными глиной деревянными каркасами, здесь же находится и зона могильников. В секторе IV сохранились следы нескольких стен, раскопки которых продолжаются.


На верхнем фото: Храм Солнца (автор фото: Charles Gadbois)