ПАЗЫРЫКСКИЕ КУРГАНЫ
23.08.2017

ПАЗЫРЫКСКИЕ КУРГАНЫ

Скифский мир

Пазырыкские курганы — один из наиболее масштабных погребальных памятников одноимённой культуры, который включает пять больших курганов. Они расположены в Республике Алтай, неподалёку от села Балыктуюль — тянутся цепочкой вдоль правого берега реки Большой Улаган в урочище Пазырык, подарившем наименование целой археологической культуре.

Само по себе урочище Пазырык представляет собой небольшую долину с небольшим понижением рельефа в центральной части. Благодаря особенностям геологического строения этой местности грунтовые отложения хорошо впитывают влагу, полностью поглощая выпадающие атмосферные осадки, а растительность имеет хорошо развитую корневую систему, что ещё в древние времена создавало весьма комфортные условия для развития скотоводства. Освоение данной территории началось несколько тысяч лет назад, поэтому концентрация памятников археологии здесь достаточно высока — в пределах долины насчитывается несколько десятков древних сооружений, среди которых особое место занимают пять «царских» курганов, прославивших урочище на весь мир.

Пазырыкские курганы датируются V-IV вв. до н. э., за исключением одного они сосредоточены в северной части урочища и располагаются парами. Размеры погребальных памятников весьма велики — диаметр каждой из насыпей колеблется от 24 до 50 м, высота достигает 1,5-4 м, а глубина могильных ям — около 7 м.


8a2f730b2ca28e10cb22c0015d9e3d41.jpg


Интерес исследователей к курганам в Пазырыкском ущелье начал формироваться в 1924 г., когда о них стало известно представителям научного сообщества. В 1929 г., спустя пять лет с момента открытия уникальных памятников, начались первые археологические раскопки, которые возглавил академик С. И. Руденко. В течение первого полевого сезона был исследован один курган. Затем, в период с 1947 по 1949 гг. на памятнике работали сразу две экспедиции, в состав которых входили сотрудники Государственного Эрмитажа и Этнографического отдела Русского музея, возглавляемые М. П. Грязновым и С. И. Руденко. За это время учёным удалось изучить комплекс, состоявший из пяти больших курганов, которые получили порядковые номера в зависимости от очередности вскрытия. После раскопок одного из курганов М. П. Грязновым был введён в обиход термин «пазырыкская культура».


rudenko-si-1952-131_1.jpg

Заполненная льдом погребальная камера. Третий Пазырыкский курган.


Раскопки Пазырыкских курганов показали, что насыпи возвышаются над вечной мерзлотой — благодаря этим геологическим особенностям уникальные материалы скифского периода дошли до наших дней в сравнительно хорошем состоянии, что в других условиях было бы невозможно. Предметы оказались законсервированы в своеобразном естественном «холодильнике», что обеспечило их сохранность. Коллекция находок включала в себя предметы, изготовленные из дерева, войлока, кожи, меха, текстиля — среди них встречались как предметы быта, так и одежда, украшения, орудия труда и другие артефакты, которые позволили составить представление о характере материальной культуры древних жителей Горного Алтая.


rudenko-si-1968-091.jpg

Сцена нападения грифона на козла на войлочной седельной подушке из Первого Пазырыкского кургана



7057286251_88707da8e5_b.jpg

Деревянная накладка с изображением лося


В силу климатических условий в захоронениях прекрасно сохранились и человеческие останки, подвергшиеся естественной мумификации. На коже некоторых из погребенных были обнаружены великолепные сложные татуировки.


barkova-pankova-2005-11.jpg

Татуировки на руках женщины из Пятого Пазырыкского кургана


В четырёх из раскопанных курганов обнаружены погребальные камеры, сложенные из брёвен и покрытые сверху берестой, корой лиственницы и курильским чаем. Для защиты погребения от разграбления над каждой камерой возвышался накат из массивных брёвен и крупных камней. Породы деревьев, использованных при строительстве погребальных камер (берёза и лиственница), были выбраны не случайно — каждое из них имело особый сакральный смысл для носителей данной культуры.


Погребальная камера в кургане 3.jpg

Погребальная камера в Кургане 3


Высота внутренних камер составляла 1,5 метра, саркофаги располагались в их южных части. В конструктивном отношении саркофаги представляли собой колоду, вырубленную топором из цельного ствола дерева. 


rudenko-si-1952-142_1.jpg

Саркофаги-колоды. Четвертый Пазырыкский курган.


С северной стороны между погребальной камерой и стенкой ямы, в специально оставленном пространстве археологи обнаружили захоронения лошадей с хорошо сохранившимися элементами конской сбруи.


hermitagepazyryk38a.jpg

Седло из Пазырыкских курганов


С внутренней стороны стены и потолок погребальных камер были подтёсаны и обиты войлоком, пол представлял собой конструкцию из досок, также обитых войлоком. В одной камере были установлены сразу два саркофага разного размера — для умершего и сопровождавшей его в последний путь жены или наложницы. Саркофаги отличались резным декором, выполненным в виде зооморфных изображений или вырезанных из кожи аппликаций и орнаментов.


rudenko-si-1952-136.jpg

Погребение мужчины в саркофаге-колоде. Пятый Пазырыкский курган.


Помимо саркофагов в погребальных камерах находились разнообразные бытовые предметы: небольшие резные столики из дерева, керамические сосуды с пищей, а также другой погребальный инвентарь, в том числе барабан, изготовленный из роговых пластин.


медная курильница.jpg

Медная курильница из Пазырыкских курганов


В ходе раскопок Пятого Пазырыкского кургана была сделана совершенно уникальная находка — узелковый ворсовый ковёр, сотканный древними мастерами. В центральной части ковёр украшен декоративным орнаментом, далее по периметру располагаются изображения оленей, а ближе к краям — фигурки всадников. Несмотря на продолжающиеся научные дискуссии о происхождении данной находки, пазырыкский ковёр без сомнения является предметом роскоши и демонстрирует высокий статус погребённого, который, предположительно, мог быть вождём племени.


1e26e7d7e20e453cc00a35bc64de8797.jpg

Ковер из Пятого Пазырыкского кургана


В том же Пятом кургане была обнаружена прекрасно сохранившаяся четырехколесная крытая повозка.


Колесница из пятого кургана.jpg

Повозка из Пятого Пазырыкского кургана


Несмотря на попытки древних жителей Алтая защитить курганы от разграбления, к моменту начала археологических исследований все они оказались разграбленными ещё в древности, причём, очевидно, людьми, имевшими чёткое представление о конструктивных особенностях этих погребальных памятников. Грабители разбирали и раскапывали насыпи над могилами, а затем прорубали отверстие в бревенчатом перекрытии и оказывались внутри погребальной камеры, впоследствии опустошая её и оставляя нетронутыми лишь громоздкие предметы и то, что показалось им не представляющим ценности.


2046802.jpg

Реконструкция погребальной камеры


До сих пор остаётся открытым вопрос о появлении носителей пазырыкской культуры на Алтае, а также о продолжительности периода её существования. Наиболее распространённой является гипотеза о том, что пазырыкцы пришли на эту территорию из Передней Азии. Разногласия касаются, в основном, датировки и хронологии. Некоторые исследователи полагают, что создатели уникальных погребальных памятников населяли Алтай в течение двух столетий, а их оппоненты убеждены, что данная культура просуществовала всего около полувека и впоследствии растворилась в местных племенах, оставив потомкам множество загадок и искусно выполненные произведения искусства.