
ПРАВОСЛАВНОЕ ПАЛЕСТИНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Широко известная просветительская организация Православное Палестинское общество является правопреемником действовавшего с 1859 г. Палестинского комитета, реорганизованного в 1864 г. в Палестинскую комиссию. Оно было создано в мае 1882 г. по инициативе Великого князя Сергея Александровича, который первым и возглавил его. Впоследствии руководство деятельностью Общества перешло к Великой княгине Елизавете Федоровне.
Великий князь Сергей Александрович
Устав Общества, утверждённый императором, был принят общим собранием участников 21 мая 1882 г. Пользовавшееся покровительством высочайших особ Православное Палестинское общество в 1889 г. получило почётный титул «Императорского». После произошедших в 1917 г. масштабных политических трансформаций оно разделилось на две самостоятельные организации, одна из которых продолжила работу в России при Академии наук, а вторая — за рубежом. Вплоть до начала Первой мировой войны Общество продолжало свою деятельность в строгом соответствии со своим Уставом. Историческое наименование было возвращено только в 1992 г.
В состав Палестинского общества входили самые яркие представители просвещенной общественности, среди которых было немало высших чинов и членов императорской семьи. Членами Общества были С. Ю. Витте и П. А. Столыпин, И. Л. Горемыкин и В. Н. Коковцев, в разные годы возглавлявшие Совет Министров. Активное участие в работе организации принимали представители высшего духовенства, среди которых были патриарх Тихон, митрополит Арсений, святитель Иоанн Кронштадский и многие другие.
Флаг Православного Палестинского общества на южной башне Сергиевского подворья в Иерусалиме и вензель Императору Николаю II со знаком Общества в день празднования 25-летия существования Общества в 1907 году.
Фото монаха Тимона. 1907 г.
Создание школ и развитие начального образования в странах Ближнего Востока являлось одной из первоочередных задач Палестинского общества. Благодаря стараниям участников и руководителей Общества была создана целая система образовательных учреждений, в которую к 1914 г. входило более ста школ, а также две семинарии для подготовки профессиональных учителей. Столь обширная просветительская деятельность имела единственно важную цель — помочь сохранить свое место общинам православных верующих, существовавших среди представителей других религиозных течений. На обучение в школы Палестинского общества принимали детей из православных семей, главным образом, не имевших достаточных средств к существованию. Главным преимуществом этих школ было бесплатное обучение для всех, в том числе и для иностранцев. Выпускниками русских школ стали многочисленные представители ближневосточной арабской интеллигенции из Сирии, Ливана и Палестины. В течение двух десятилетий школы не имели официального статуса, который получили лишь в 1902 г. по распоряжению султана Абдул-Хамида II. К началу Первой мировой войны деятельность русских школ практически сошла на нет.
Сергиевское подворье Православного Палестинского общества в Иерусалиме
С первых дней своего существования Палестинское общество большое значение придавало развитию паломничества, которое входило в число приоритетных задач, обозначенных в Уставе. Благодаря активной работе Общества, к концу XIX столетия на Святую Землю каждый год направлялось свыше 9 тысяч человек, а в начале ХХ века только в дни празднования Пасхи в Иерусалим прибывало более 6 человек. Во многих российских городах открывались отделения Общества, помогавшие паломникам в организации поездки.
Пасхальные разговения во дворе Сергиевского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме.
Фото монаха Тимона. Конец XIX в.
Чтобы обеспечить паломникам из России достойные условия, при содействии членов Общества были обустроены подворья — Елизаветинское и Мариинское, рядом с которыми была построена Русская больница. Историческим событием стало строительство канализации, которая стала первой в истории Иерусалима.
Паломники во дворе Сергиевского подворья Православного Палестинского общества в Иерусалиме
Одним из важных направлений в деятельности Общества была публикация специализированного сборника, который впервые вышел в свет в начале 80-х годов XIX века, благодаря инициативе известного общественного деятеля В. Н. Хитрово, а после создания Палестинского общества перешёл в его ведение. «Православный палестинский сборник» печатался в Санкт-Петербурге, как правило, по одному или два выпуска в год. В нем публиковались материалы о путешествиях и паломничествах в Святую Землю, а также статьи историков, изучавших историю этого древнего края. В период с 1881 г. до революции было издано 63 выпуска, затем сборник не издавался вплоть до 1954 г. В наши дни он издается под своим первоначальным названием.