РАПА-НУИ (ОСТРОВ ПАСХИ)
10.06.2021

РАПА-НУИ (ОСТРОВ ПАСХИ)

Исторические острова

Рапа-Нуи (Остров Пасхи) — остров, расположенный в юго-восточной части Тихого океана, один из наиболее удалённых островов в мире, овеянный множеством легенд и теорий. Время его освоения, расовая принадлежность обитателей и история цивилизации Рапа-Нуи, создавшей уникальные памятники — статуи моаи и письменность ронго-ронго — все эти вопросы волнуют исследователей на протяжении нескольких столетий. Экспедиция знаменитого норвежского исследователя Тура Хейердала, предпринятая в 1947 г., привлекла к острову Пасхи пристальное внимание, и вот уже несколько десятилетий учёные из разных стран мира пытаются выяснить, что же стало причиной упадка некогда процветающей цивилизации.


chile-easter-island-rapa-nui-travel.jpg


Точное время освоения острова неизвестно, считается, что первые обитатели появились на острове в период между 300 до 1200 гг. Данные радиоуглеродного анализа, имеющиеся в распоряжении современных исследователей, свидетельствуют в пользу версии о том, что заселение острова произошло приблизительно в XII в.

Вероятнее всего, первыми поселенцами на острове стали полинезийцы, прибывшие с острова Мангарева, либо с Маркизских островов. Судя по всему, они были прекрасными мореплавателями и обладали судами, способными перемещаться на большие расстояния. Археологические исследования отчасти подтверждают эту гипотезу, поскольку при раскопках обнаружены свидетельства присутствия такой сельскохозяйственной культуры как батат, который имел широкое распространение в полинезийском обществе, куда попал из Южной Америки.

Существует также гипотеза о присутствии на островах Тихого океана инков, которые в конце XV в. могли добраться до столь отдалённых краёв. Хроники испанских колонистов донесли до нас свидетельства существования флота, состоявшего из бальсовых плотов, во времена правления Тупака Инки Юпанки. Сохранившиеся легенды о прибытии с востока вождя по имени Тупа, обладавшего большим могуществом, являются косвенным подтверждением гипотезы о присутствии инков, как и руины Аху Винапу, выполненные в типичной для инкских памятников технике циклопической кладки. Ещё одним любопытным фактом является присутствие на озерах Рано Рараку и Рано Кау камыша тотора (Scirpus tatora), который появился не ранее XIV в. Это растение типично для озера Титикака, и попасть на остров Пасхи оно могло только с помощью людей.

Дошедшие до наших дней свидетельства очевидцев, посещавших остров в XVIII-XIX вв., гласят о том, что на острове существовала сильная классовая система и централизованное управление. Верховному вождю подчинялись все проживающие на острове кланы, он главенствовал над всеми, так как считался старшим потомком Хоту Матуа, который почитался как основатель острова. Подтвердить или опровергнуть факт существования легендарного правителя не представляется возможным в силу отсутствия письменных источников. Вероятно, олицетворением обожествлённых предков могли являться знаменитые массивные статуи моаи, которые, по мнению ряда исследователей, могли быть созданы в честь почитаемых исторических персонажей — вождей или предков. Связь с мёртвыми играла особую роль в культуре Рапа-Нуи, считалось, что все блага, которыми располагают живые — это дар ушедших предков. В свою очередь, принося подношения, живые помогали душам умерших занять лучшее место в загробном мире. Судя по всему, расположение статуй моаи вдоль береговой линии, где были сосредоточены основные поселения, имело сакральное значение — статуи, символизирующие предков, могли созерцать своих потомков. Несмотря на существование большого количества гипотез, касающихся культуры и верований народа рапа-нуи, причины, по которым жители острова тратили такое количество ресурсов на изготовление каменных исполинов, остаются для исследователей загадкой.


easter-island-4523179_960_720.jpg


Широкое распространение получила теория о том, что строительство моаи сыграло губительную роль в судьбе острова, поскольку массовая вырубка деревьев стала причиной деградации окружающей среды и сокращения численности населения. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что во время освоения острова первыми поселенцами здесь произрастали разные виды деревьев. К моменту прибытия европейцев в 1722 г. исчезли все деревья и все виды наземных птиц, жители лишились основного строительного материала — в том числе и для строительства морских судов, что значительно усложнило возможности для рыбной ловли. Эрозия почвы, вызванная отсутствием лесов, пагубно сказалась на возможности ведения сельского хозяйства. Скудные урожаи и острый дефицит еды становились причиной войн между населяющими остров кланами, борьба за ресурсы обострилась настолько, что в надежде обрести силы победители поедали трупы своих поверженных врагов.

Лишившись возможности заниматься мореходством, обитатели Рапа-Нуи оказались отрезанными от внешнего мира. Постепенно это нашло отражение в религиозных верованиях. К XVIII в. культ предков постепенно уступил место культу Человека-Птицы, согласно которому, предки по-прежнему играли важную роль в жизни живущих, обеспечивая им все блага, но контактировать с ними могли лишь избранные — прошедшие серьёзные испытания. Участие в этих состязаниях могли принимать сильнейшие воины каждого из кланов. Культ Человека-Птицы получил широкое распространение и просуществовал практически до конца XIX в.


800px-Makemake.jpeg

Петроглиф с изображением бога Маке-маке - верховного божества в культе Человека-Птицы

Примечательно, что современные исследования поставили под сомнение версию вымирания острова вследствие экологической катастрофы. Анализ человеческих останков, обнаруженных в ходе раскопок, показал присутствие микроэлементов, которые могли поступать в организм через морепродукты. Это может свидетельствовать в пользу версии о том, что население Рапа-Нуи не прекращало заниматься рыбной ловлей. Химический анализ грунта также дал интересные результаты — судя по всему, на определённом этапе жители острова научились удобрять почву, следовательно, земледелие не находилось в полном упадке. Дальнейшие исследования помогут пролить свет на эти вопросы.


Статуи моаи

Остров Рапа Нуи знаменит прежде всего своими каменными статуями, именуемыми моаи. Современные исследования методом радиуглеродного датирования показали, что они были созданы в период с начала XII по XVII вв.

В общей сложности, на острове зафиксировано 887 таких монолитных скульптур. Часто можно встретить такое определение как «головы острова Пасхи», однако оно ошибочно — у статуй имеются торсы. Некоторые фигуры высечены до верхней части бёдер, некоторые стоят на согнутых коленях со сложенными на животе руками. Из-за сдвига почвы часть моаи оказалась занесённой грунтом по шею.


easter-island-rapa-nui-moai-chile.jpg


Основным материалом для изготовления моаи служила вулканическая порода — туф, обнаруженный рядом с потухшим вулканом Рано Рарак. При работе над статуями местные жители пользовались исключительно каменными долотами, в большом количестве найденными на территории каменоломни. Базальтовые орудия были удобны в работе, их можно было достаточно легко восстановить в случае притупления, отколов новую кромку. Для придания породе пластичности её обливали водой. На создание одной статуи команде из 5-6 человек требовалось около года.


Moai-Statues-Moai-Easter-Island-1377147.jpg


Лишь четверть статуй установлены на предназначенных им местах, значительное их количество было обнаружено в каменоломне в Рано Рараку — их не успели доставить к намеченному месту. Некоторое количество моаи было найдено на пути следования к конечной точке. Вопрос о способах транспортировки огромных статуй вызывает массу вопросов у исследователей. Возможно, для их перемещения использовали особые сани «миро манга эруа», на которых статуи крепили при помощи прочных верёвок, сплетённых из жёсткой коры дерева хау. Предположительно, чтобы натянуть крепления для транспортировки, требовались усилия 180-250 человек — чем крупнее статуя, тем больше.

Исследователи неоднократно предпринимали попытки реконструировать процесс транспортировки и установки моаи вышеописанным способом, и эти попытки оказались вполне удачными. Однако существовал и другой возможный метод перемещения моаи. К статуе крепилась верёвка, после чего её раскачивали, постепенно подтягивая вперёд. Подобный способ вполне соотносится с легендой о том, что моаи как бы двигались к своим местам — об этом гласили древние легенды. Для управления этим процессом требовалось значительно меньшее количество людей — порядка 15 человек. Косвенным подтверждением данного метода может служить ряд наблюдений. К примеру, головы обнаруженных в каменоломне статуй наклонены вперёд, в отличие от статуй, которые установлены на предназначенных им местах, которые стоят вертикально. При транспортировке наклон вперёд мог способствовать лучшему расположению центра тяжести. Основания статуй, найденных вдоль дорог, значительно шире, что также трактуется в пользу версии о транспортировке при помощи раскачивания. К тому же у основания этих моаи зафиксированы трещины, что может объясняться перепадами давления у краёв статуй при раскачивании. К тому же возле дорог найдено немало статуй, упавших лицевой частью вниз на подъёмах и лежащих на спине при спуске, многие статуи стоят вертикально вдоль дорог. В целом, дискуссия о способах транспортировки моаи остаётся открытой.


rapa_nui_moai_easter_island_chile_travel_sky_clouds_landscape-551256.jpg


Каменные платформы аху

Ещё одним примечательным архитектурным объектом Острова Пасхи являются каменные платформы — аху, которые служили своеобразным связующим звеном между мирами живых и мёртвых. Большинство сохранившихся платформ находятся на побережье и представляют собой прямоугольные сооружения длиной 10-100 м, шириной около 50 м и высотой 3-6 м. Конструкция аху отличается, поскольку они достаточно часто перестраивались, но неизменной остаётся фронтальная часть — платформу всегда дополняет выложенная валунами наклонная плоскость. Некоторые платформы облицованы базальтовыми плитами, туформ или пемзой, внутреннее пространство забутовано обломками валунов и камнями, в кладке встречаются и фрагменты статуй моаи. 


Аху Тонгарики.jpg

Аху Тонгарики (фото: Bjørn Christian Tørrissen)


Верхняя часть аху служила постаментом для моаи, которые устанавливали таким образом, чтобы статуя смотрела вглубь острова — туда, где находились поселения. Крупнейший постамент Аху Тонгарики содержит 15 статуй, широко известен и Аху Акиви, на котором установлены 7 моаи.


Аху Акиви.jpg

Аху Акиви (фото: Ian Sewell)


Письмо ронго-ронго

Одной из главных загадок острова Рапа-Нуи является письмо ронго-ронго, не поддающееся расшифровке. Дощечки со знаками были обнаружены в XIX в., и за годы, прошедшие с момента их обнаружения исследователями неоднократно предпринимались попытки расшифровать загадочные символы. Но ни одна из них не увенчалась успехом, несмотря на то, что минимальную информацию всё же удалось получить. 


Rongorongo B-v Aruku-Kurenga (color) edit1.jpg

Письмо ронго-ронго (фото: Catherine Orliac and the Congregation of the Sacred Hearts of Jesus and Mary)

Известно, что тексты ронго-ронго написаны в чередующихся направлениях — первая строка читается слева направо, а следующая — справа налево. Глифы представляют собой стилизованные фигурки людей, рыб, животных, растений, встречаются и геометрические формы, однако прочесть их не представляется возможным, учитывая, что уже в XIX в. обитатели острова утратили этот навык и нередко использовали дощечки с письменами для различных хозяйственных нужд.