СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ РУДЕНКО (1885-1969)
Сергей Иванович Руденко (1885-1969) — известный российский и советский археолог, этнолог, антрополог, доктор технических наук, профессор, крупный специалист по этнографии башкир.
Сергей Иванович Руденко родился 29 января 1885 г. в Харькове, там прошли его ранние годы, затем семья переехала в Пермь. Отец будущего учёного, будучи членом комиссии по размежеванию земель, часто ездил в командировки по башкирским территориям. В тот момент юный Сергей учился в старших классах гимназии и практически всё свободное время в течение каникул проводил в поездках с отцом, изучал быт и культуру башкир и даже выполнил своё первое ответственное задание для этнографического отдела Русского Музея — собирал этнографические коллекции. Этот опыт, как показало время, оказался судьбоносным, а этнография стала одним из ключевых направлений научной деятельности С. И. Руденко. В 1904 г. он переехал в Санкт-Петербург и поступил в университет, выбрав естественнонаучную специализацию. В университетские годы он совмещал учёбу с занятиями наукой и неоднократно отправлялся в командировки по России, собирал этнографические материалы малых народов. Благодаря его экспедициям были собраны башкирские, марийские, мордвинские, чувашские коллекции.
Важную роль в судьбе молодого исследователя сыграло знакомство с крупным специалистом в области этнографии и антропологи Ф. К. Волковым, который в 1908 г. предпринял экспедицию на правобережье Десны и исследовал одну из первых палеолитических стоянок — Мезинскую. В раскопках Мезинской стоянки участвовал и С. И. Руденко, для которого этот опыт имел огромное значение. Увлечённость археологией не помешала молодому исследователю продолжить свои этнографические изыскания, и в 1909-1910 гг. Сергей Иванович сосредоточился на исследованиях в северо-западной Сибири. Здесь он изучал обычаи вогулов, остяков и самоедов, продолжил сбор этнографических коллекций. В 1910 г. он окончил университет и был оставлен для дальнейшего обучения и последующей подготовки к получению профессорского звания. В это же самое время он активно участвовал в деятельности Русского географического общества и, являясь членом картографической комиссии, предпринял серию экспедиций в бассейне Оби, в Приуралье и на юге Западной Сибири, получив ценные сведения о хантах, башкирах и алтайцах. В 1911 г. молодого учёного избрали действительным членом Русского Географического общества.
Огромное значение для профессионального становления молодого учёного имела зарубежная командировка, которая состоялась в 1913-1914 гг. Сергей Иванович посетил Италию, Францию, Египет и побывал на Ближнем Востоке — в Турции, Сирии и Палестине. Достаточно длительный отрезок времени он провёл в Париже, где много работал с антропологическими коллекциями. Находясь в Европе, С. И. Руденко активно участвовал в работе международных конгрессов, «обрастал» связями в научном мире, а в 1914 г. на заседании Парижского антропологического общества был избран его действительным членом.
После возвращения в Санкт-Петербург С. И. Руденко сосредоточился на работе в Русском Географическом обществе, а также в Географическом институте. Он организовал целую серию археологических экспедиций, исследовал разные памятники, в том числе, и знаменитый комплекс курганов близ села Прохоровка под Оренбургом. Прохоровские курганы стали своеобразным эталоном в изучении сарматской культуры. Раскопки занимали лишь часть времени — Сергей Иванович был сосредоточен, главным образом, на подготовке магистерской диссертации, посвящённой этнологическому исследованию башкир. Первая часть данной работы вышла из печати в 1916 г., а вторая увидела свет в 1925 г. Данное исследование С. И. Руденко коллеги называли образцовым в методическом плане, и не случайно в 1955 г. книга была переиздана.
В 1920-е гг. Сергей Иванович трудился в Ленинградском университете, параллельно возглавляя этнографический отдел в Русском музее и совмещая эту работу с работой в Академии наук. Занимая должность учёного секретаря комиссии по изучению состава населения России и сопредельных стран, С. И. Руденко значительную часть времени проводил в полевых экспедициях и руководил исследованиями в Забайкалье, на Алтае, в Казахстане и Башкирии. Программа была весьма обширной и предусматривала антропологические, этнографические и археологические изыскания. Материалы экспедиций ложились в основу публикаций, выходивших из-под пера талантливого учёного в этот период.
Трудные времена в судьбе С. И. Руденко наступили в 1930 г., когда прямо во время очередной экспедиции он был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и осуждён на длительный срок. Его направили на исправительные работы на строительство Беломорско-Балтийского канала. В трудовом лагере он пробыл три года вместо десяти и был досрочно освобождён в 1934 г., а в 1957 г. его полностью реабилитировали. Несмотря на все тяготы пребывания в заключении, Сергей Иванович не пал духом, сумел собрать силу воли, чтобы продолжать заниматься наукой даже в условиях лагеря. Он начал вести гидрологические наблюдения и уже после освобождения, когда начал работать в Ленинградском бюро Беломорско-Балтийского комбината, продолжил свои изыскания и подготовил целый ряд научных трудов по гидрологии. В 1938-1941 гг. он получил предложение стать сотрудником Гидрологического института, в стенах которого провёл масштабное исследование, выполненное на высочайшем уровне и в 1945 г. принесшее ему степень доктора технических наук.
Послевоенный период в творческой биографии С. И. Руденко стал наиболее плодотворным. Начиная с 1945 г. Сергей Иванович всецело сосредоточился на археологических исследованиях, и в этой работе в полной мере проявились не только его научные, но и организационные таланты. Он организовал ряд экспедиций, проходивших в крайне непростых условиях, публиковал научные труды. Параллельно с исследовательской работой он отдавал немало сил созданию лаборатории археологической технологии в ИИМК, основной задачей которой было внедрение естественно-научных методов в изучение археологических объектов. Летом 1945 г. С. И. Руденко предпринял экспедицию на Чукотский полуостров, материалы которой легли в основу книги, посвященной древним культурам Берингова моря. Монография вышла из печати в 1947 г. и имела огромный успех среди учёных, а в 1961 г. англоязычная версия книги была опубликована в Канаде.
Широкую известность принесли Сергею Ивановичу раскопки скифских курганов в Горном Алтае, начатые в 1947 г. и продолжавшиеся до 1954 г. Раскопки подкурганных камер предоставили уникальные материалы, хорошая сохранность которых в условиях вечной мерзлоты потрясла археологов. Благодаря обнаруженным свидетельствам исследователи смогли совершенно иначе взглянуть культуру и искусство древних обитателей данного региона и проследить их контакты с цивилизациями Ближнего Востока и Китая. По итогам алтайской экспедиции С. И. Руденко опубликовал две монографии, вышедшие в 1953 и 1960 гг. и посвящённые культуре населения Горного и Центрального Алтая в скифский период.
Лагерь экспедиции в Пазырыкском ущелье. 1948 г.
Помимо подготовки монументальных трудов Сергей Иванович занимался систематизацией археологических материалов из коллекции Эрмитажа и подготовкой их к публикации. Итогом этой работы стала изданная в 1962 г. книга по культуре хунну, а также монография, посвящённая сибирской коллекции Петра I и вышедшая в том же году.
Выдающиеся заслуги Сергея Ивановича Руденко перед наукой отмечены золотой медалью П. П. Семёнова-Тянь-Шанского, которая в 1964 г. была присуждена блестящему исследователю на заседании Географического общества. Научное наследие С. И. Руденко включает в себя более 140 статей, а также несколько монографий, посвящённых широкому кругу проблем и не теряющих актуальности до сих пор.
Основные труды
-
Добывание огня трением у чувашей // МНТК. Т. I. СПб.: 1911.
-
Башкиры: Опыт этнологической монографии. Ч. 1. Физический тип башкир. Пг., 1916; Ч. 2. Быт башкир. Л., 1925.
«Взгляд на антропологические отношения украинского народа» (в соавт. с И. Раковским, 1925). -
Древняя культура Берингова моря и эскимосская проблема. М.; Л., 1947.
-
Горно-Алтайские находки и скифы. М.; Л., 1952.
-
Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953.
-
Башкиры: Историко-этнографические очерки. М.; Л., 1955.
-
Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л., 1960.
-
Культура хуннов и ноинулинские курганы. М.; Л., 1962.
-
Сибирская коллекция Петра I. М.; Л., 1962.