СОЧИМИЛЬКО
10.12.2020

СОЧИМИЛЬКО

Города древности

Сочимилько (Xochimilco)— древний город, в настоящее время являющийся частью современного Мехико и расположенный в 18 км от центра города.

В переводе с языка науатль Сочимилько означает «цветочная поляна» — это словосочетание не случайно, в нём есть прямая отсылка к историческому прошлому. Задолго до начала испанской колонизации на данной территории местное население занималось выращиванием цветов и других растений, создавая специально для этих целей плавучие острова чинампас.


channel-74191_1920.jpg


Древнейшими обитателями этого региона были охотники-собиратели, образовавшие общины. Первые поселения в районе Сочимилько имели тесную связь с поселениями Куикуилко, Копилько и Тлатилько. Одно из племён народа науа, переселившегося в долину Мехико с севера в более позднее время, обосновалось в Куахиламе приблизительно в 900 г. до н. э. Среди почитаемых богов этого народа особое место занимали богиня домашнего очага Шантико, богиня земли Чихуакоатль, а также бог озёр и рыбаков Амимитль, который особо почитался как покровитель чинампас.

Будучи земледельцами, на новом месте племя науа начало активно обрабатывать землю и выращивать кукурузу, бобовые и другие культуры, а также цветы для религиозных обрядов. Систему чинампас они создали для того, чтобы увеличить объём производства. Основанный ими в 919 г. город постепенно разрастался и в конце концов стал доминировать над окрестными поселениями.


601px-Historia_general_de_las_cosas_de_nueva_España_page_406_2.png

Индеец науа с цветком (изображение из "Флорентийского кодекса" Бернандино де Саагуна)


Интересно, что одним из правителей Сочимилько в определённый период истории была женщина. Это уникальный случай для Мезоамерики доиспанского периода.

К XIV в. Сочимилько достиг расцвета, но с ростом могущества располагавшегося в непосредственной близости от него Теночтитлана, между двумя городами началось противостояние. В 1376 г. Сочимилько был вынужден просить покровительства у Ацкапоцалько, поскольку нуждался в помощи для защиты от территориальных претензий со стороны Теночтитлана. Несмотря на то, что в тот раз завоевание удалось отбить, Сочимилько продолжал платить дань Ацкапоцалько. Однако сохранять независимость удавалось сравнительно недолго, и уже в 1430 г. Теночтитлан всё же сумел сломить сопротивление Сочимилько. Через некоторое время по приказу правителя Ицкоатля была построена дамба, соединившая два озёрных города. С началом масштабной реконструкции храма Уицилопочтли в эпоху Монтесумы I жители Сочимилько наряду с жителями Кольуакана, Куитлауака, Койоакана и Мишкика предоставляли строительные материалы и рабочую силу. Кроме того, Сочимилько принимал участие в дальнейших завоеваниях ацтеков, а затем получил автономию и мирно сосуществовал с Теночтитланом. Императоры часто останавливались здесь по пути в Чалко. На протяжении длительного периода Сочимилько находился в тесном взаимодействии с Теночтитланом, поставляя в столицу сельскохозяйственную продукцию, однако сохранял определённую свободу.


xochimilco-5366272_1920.jpg


После падения Теночтитлана в 1521 г. рухнула империя ацтеков, а вместе с ней и некогда величественные ацтекские города. Сочимилько стал деревней, а его последний правитель принял христианство и полностью подчинился колонизаторам, фактически став марионеткой в их руках. Начиная с 1534 г. в древнем городе возводится францисканский монастырь, строительство которого завершилось в 1579 г., а в 1559 г. испанский король Филипп II присвоил деревне Сочимилько статус города.

В начале XVII в. из-за халатности колониальных властей чинампас не поддерживались в надлежащем состоянии, и наводнения часто уничтожали посевы. Но, несмотря на эти и другие трудности, жители Сочимилько продолжали заниматься сельским хозяйством и вести торговлю с Мехико, как и во времена ацтеков с Теночтитланом. В XIX в. Сочимилько стал частью федерального округа Мехико.


Chinampas

Лодка среди чинампас, фото 1912 г.


На протяжении практически всей истории Сочимилько важнейшей частью экономики города являлись уже неоднократно упомянутые «плавающие острова», или чинампас. Они и сегодня напоминают об остатках озера Тескоко, много столетий назад располагавшегося на месте современного Мехико. Расположенный на острове, Сочимилько со всех сторон был окружён водой и по мере расширения городской территории нуждался не только в новых земельных угодьях, но и в эффективной системе их орошения. Изобретение ацтеков оказалось универсальным. Заполненные почвой «плоты» позволяли существенно расширить обрабатываемую площадь в условиях дефицита плодородных земель. Чинампас, как правило, имели прямоугольную форму, их ширина составляла около 3 м, а длина — от 8 до 10 м. Насыпной грунт в таких рукотворных островках, закреплённых при помощи вбитых свай, поддерживался плетнём. Они возвышались над водой на 50-70 см, образуя систему узких каналов, по которым могли проходить небольшие лодки.


Canal entre dos chinampas

Автор фото: Emmanuel Eslava


Система «плавучих» островов была спланирована так, чтобы можно было свободно перейти от одного участка к другому. По мере износа конструкции её заменяли на новую — таким образом, затонувшие чимнампас, скреплённые корнями можжевеловых деревьев, за столетия образовали квадратные или прямоугольные острова. Их и по сей день можно наблюдать в Сочимилько. Вплоть до ХХ в. эта уникальная система каналов использовалась для транспортировки грузов. Технология размещения небольшого земельного участка на воде сохранилась и в наши дни, и только в Сочимилько можно воочию увидеть, как земледельцы обрабатывают почву по технологии, которой уже более 500 лет.


Chinampa

Автор фото: Jflo23


На верхнем фото: панорама чинампас в Сочимилько, снятая с помощью дрона